logo
Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А

Определение игры двух лиц с произвольной суммой

В отличие от игры двух лиц с нулевой суммой (антагонистической игры) игра двух лиц с произвольной суммой, или биматричная игра, не носит антагонистического характера – в соответствующей конфликтной ситуации интересы сторон не строго противоположны, а просто различны, причем успех одной стороны обычно означает неудачу другой. Реальные конфликты не часто сводятся к моделям антагонистических игр, разве что при обычных играх (шахматы, шашки и т.д.) или при военных операциях малого масштаба, например, когда одна (нападающая) сторона пытается максимизировать вероятность уничтожения некоторого объекта, а другая (обороняющаяся) сторона – минимизировать эту вероятность.

Теория биматричных игр не так хорошо развита, как теория антагонистических игр, и не дает общих рекомендаций по их решению. Исследование таких игр усложняется тем, что игрокам может быть выгодно вступать в коалиции.

Биматричная игра G(mn) с множествами {Ai}, i = 1, …m, и {Bj}, j = 1, … ,n, игроковAиBсоответственно, задается двумя матрицами выигрышейA = ||aij||, B = ||bij||, i = 1, …m, j = 1, …,n, где элементaij(bij) – выигрыш игрокаA(B) в ситуации, когда игрокAвыбирает стратегиюAi, а игрокB– стратегиюBj. Обычно две матрицы заменяются одной||(aij,bij)||, i = 1, …m, j = 1, …,n, каждый элемент которой представляет собой пару (aij, bij) соответствующих выигрышей (табл. 4.1).

Таблица 4.18

Bm

An

В1

Вj

Вn

А1

Аi

(aij, bij)

Аm