Определение игры «с природой»
Под игрой с «природой»понимается модель конфликтной ситуации, где в качестве одной из конфликтующих сторон выступает некая объективная реальность, называемая «природой», действия («поведение») которой может влиять на выбор другого игрока, принимающего решения и называемого ЛПР – лицом, принимающим решения.
Рассмотрим игру с природой G(mn), представленную в матричной форме (табл. 5.1).
Таблица 5.26
Пj Ai | П1 | … | Пj | … | Пn |
A1 | а11 | … | а1j | … | а1n |
… | … | … | … | … | … |
Ai | аi1 | … | аij | … | аin |
… | … | … | … | … | … |
Am | аm1 | … | аmj | … | аmn |
В табл. 5.1 аij,i = 1,…,m, j = 1,…,n, – выигрыш игрокаА(ЛПР) при выборе им стратегииАiв состоянии «природы» (условиях) Пj.
В играх с «природой» кроме выигрыша вводится также понятие риска, определяемое следующим образом.
Определение 5.1. Риском rij называется разность между выигрышем, который ЛПР получил бы, зная, в каких условиях Пjон принимает решение, и выигрышем, который он получит, не зная этих условий и выбирая стратегиюAi, т.е..
Используя опр. 5.1, по матрице игры (выигрышей) G(mn) может быть построена матрица рисковR(mn), которая, как это будет показано ниже, также может быть применена для поиска оптимальной стратегии ЛПР. Матрица рисковR(34) для игрыG(34) (табл. 5.2) представлена табл. 5.3.
Подчеркнем, что использовать методы решения антагонистических игр применительно к играм с «природой» нельзя, так как конфликтная ситуация имеет качественно иной характер из-за отсутствия сознательно противодействующего противника.
Таблица 5.27
G(34)
Пj Ai | П1 | П2 | П3 | П4 |
A1 | 1 | 4 | 5 | 9 |
A2 | 3 | 8 | 4 | 3 |
A3 | 4 | 6 | 6 | 2 |
Таблица 5.28
R(34)
Пj Ai | П1 | П2 | П3 | П4 |
A1 | 3 | 4 | 1 | 0 |
A2 | 1 | 0 | 2 | 6 |
A3 | 0 | 2 | 0 | 7 |
-
Содержание
- Теоретико-игровые методы принятия решений
- Isbn 5-7046-1383-7
- Введение
- Основные понятия теории игр. Классификация игровых моделей
- Основные понятия теории игр
- Классификация игровых моделей
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Антагонистическая игра. Поиск решения на дереве игры
- Представление антагонистической игры
- Поиск решения на дереве игры
- Общие замечания
- Метод максимина
- Метод-отсечений
- Неглубокое -отсечение
- Глубокое -отсечение
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Методы решения антагонистических игр, представленных в матричной форме
- Матричное представление антагонистической игры
- Наличие седловой точки
- Методы решения матричных игр при отсутствии седловой точки
- Смешанные стратегии
- Метод Лагранжа
- Метод линейного программирования
- Итерационный метод Брауна-Робинсона
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 3
- Игра двух лиц с произвольной суммой
- Определение игры двух лиц с произвольной суммой
- Теория Нэша для некооперативных игр
- Рефлексивная игра
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Основы теории статистических решений. Игры с «природой»
- Определение игры «с природой»
- Методы решения игр «с природой»
- Случай стохастической неопределенности
- Случай с неизвестными вероятностями состояний «природы»
- Контрольные вопросы к разделу 5
- Игры с упорядоченными исходами
- Определение игры с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев
- Поиск решения игры с упорядоченными исходами
- Контрольные вопросы к разделу 6
- Программная система для решения антагонистических игр
- Общее описание системы
- Примеры работы с системой
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 7
- Библиографический список
- Оглавление