Теория Нэша для некооперативных игр
В качестве решения биматричной игры Дж. Нэшем (J. Nash) [2, 5] предложено считать ситуацию равновесия (SA*, SB*), которая определяется следующим образом.
Определение 4.1. Пара смешанных стратегий (SA*, SB*), гдеSA* = (pi*), i = 1, …,m, SB* = (qj*), j = 1, …,n, являетсяситуацией равновесия, если для любых других двух смешанных стратегияхSA = (pi), i = 1, …,m, SB = (qj), j = 1, …,n, игроковAиBвыполняются следующие условия:
,
.
Согласно определению ситуация равновесия обладает свойством устойчивости, т.е. игрокам не выгодно от нее отступать. Нэш доказал следующую теорему [5].
Теорема 4.1. Каждая некооперативная биматричная игра имеет по крайней мере одну ситуацию равновесия.
Решением биматричной игры является ситуация равновесия, причем, если таких ситуаций несколько, то они должны быть взаимозаменяемы (равноценны). Нэш доказал, что для любой биматричной игры существует ситуация равновесия, но не дал общего метода её поиска.
Рассмотрим примеры биматричных игр, к которым плохо применима теория Нэша.
«Дилемма заключенного»
Данная биматричная игра G(22) представлена табл. 4.2.
Таблица 4.19
-
Bm
An
В1
В2
А1
(–1; –1)
(–10; 0)
А2
(0; –10)
(–6; –6)
Интерпретация игры следующая.
Два заключенных находятся в разных камерах и подозреваются в совершении одного и того же преступления. Каждый из них располагает двумя стратегиями поведения: кооперативными (молчать и не давать показания) А1 иВ1, и некооперативными (давать показания на другого)А2 иВ2.
Нетрудно заметить, что вторые стратегии игроков предпочтительнее (доминируют) первых, и, следовательно, ситуацией равновесия будет пара (А2,В2) с выигрышем (–6;–6), но, очевидно, что ситуация (А1, В1), дающая выигрыш (–1; –1) более выгодна сразу для обоих игроков (правда, для ее достижения игрокам необходимо договориться между собой, т.е. вступить в коалицию, иначе можно попасть на невыгодные стратегии (А1, В2) и (А2, В1)).
«Конкурирующие фирмы»
Эта биматричная игра G(22) представлена табл. 4.3.
Таблица 4.20
-
Bm
An
В1
В2
А1
(5; 5)
(2; 7)
А2
(7; 2)
(3; 3)
Здесь также у игроков (конкурирующих фирм) по две стратегии: стратегии сохранения цен на продаваемый ими товар А1,В1и стратегии снижения ценА2, В2. Аналогично предыдущей игре вторые стратегии предпочтительнее первых и ситуацией равновесия является пара (А2,В2) с выигрышем (3;3), но и в этой игре ситуация (А1, В1) с выигрышем (5;5) более выгодна сразу для обоих игроков (правда, и здесь для ее достижения фирмам необходимо договориться не снижать цены, что может противоречить их интересам).
«Семейный спор»
Рассмотри еще одну биматричную игру G(22), представленную табл. 4.4.
Таблица 4.21
-
Bm
An
В1
В2
А1
(2; 1)
(–1; –1)
А2
(–5; –5)
(1; 2)
У игроков А– мужа иВ– жены имеются по две стратегии:А1иВ1 – пойти на футбол;А2иВ2 – пойти в театр. В данном случае получаем две ситуации равновесия – (А1, В1) с выигрышем (2;1) и (А2,В2) с выигрышем (1;2), но так как ситуации равновесия не являются равноценными, то данная игра считается неразрешимой по Нэшу.
- Теоретико-игровые методы принятия решений
- Isbn 5-7046-1383-7
- Введение
- Основные понятия теории игр. Классификация игровых моделей
- Основные понятия теории игр
- Классификация игровых моделей
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Антагонистическая игра. Поиск решения на дереве игры
- Представление антагонистической игры
- Поиск решения на дереве игры
- Общие замечания
- Метод максимина
- Метод-отсечений
- Неглубокое -отсечение
- Глубокое -отсечение
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Методы решения антагонистических игр, представленных в матричной форме
- Матричное представление антагонистической игры
- Наличие седловой точки
- Методы решения матричных игр при отсутствии седловой точки
- Смешанные стратегии
- Метод Лагранжа
- Метод линейного программирования
- Итерационный метод Брауна-Робинсона
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 3
- Игра двух лиц с произвольной суммой
- Определение игры двух лиц с произвольной суммой
- Теория Нэша для некооперативных игр
- Рефлексивная игра
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Основы теории статистических решений. Игры с «природой»
- Определение игры «с природой»
- Методы решения игр «с природой»
- Случай стохастической неопределенности
- Случай с неизвестными вероятностями состояний «природы»
- Контрольные вопросы к разделу 5
- Игры с упорядоченными исходами
- Определение игры с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев
- Поиск решения игры с упорядоченными исходами
- Контрольные вопросы к разделу 6
- Программная система для решения антагонистических игр
- Общее описание системы
- Примеры работы с системой
- Практический пример
- Контрольные вопросы к разделу 7
- Библиографический список
- Оглавление