15. Метод площадей.
Характеристика метода. Из названия следует, что главным объектом данного метода является площадь. Для ряда фигур, например для треугольника, площадь довольно просто выражается через разнообразные комбинации элементов фигуры (треугольника). Поэтому весьма эффективным оказывается прием, когда сравниваются различные выражения для площади данной фигуры. В этом случае возникает уравнение, содержащее известные и искомые элементы фигуры, разрешая которое мы определяем неизвестное. Здесь и проявляется основная особенность метода площадей – из геометрической задачи он «делает» алгебраическую, сводя все к решению уравнения (а иногда системы уравнений).
Суть метода площадей не ограничивается только описанным выше приемом. Иногда бывает полезно рассмотреть отношение площадей фигур, одна из которых (или обе) содержит в себе искомые элементы.
В современных учебниках, пособиях и различного рода задачниках, к сожалению, уделяется мало внимания психологическим факторам, влияющим на успешность обучения математике. А именно, воспитание у учащихся уверенности в своих силах, развитие умения пользоваться прошлым опытом. В данном реферате предлагается разработка системы математических задач, решаемых методом площадей. Реферат построен следующим образом. Берутся два общеизвестных утверждения, которые являются базовыми. На основе этих утверждений выстраиваются две «цепочки» задач по нарастающему уровню сложности. Решения задач в этих «цепочках» основаны на базовых утверждениях и на решении предыдущих задач. Утверждение 1. Два треугольника являются равновеликими, если равны их высоты и основания.
Задача 1. Докажите, что диагональ параллелограмма делит его на два равновеликих треугольника. | Решение. Высоты треугольников ABD и BCD равны. AD = BC (по свойству параллелограмма). Тогда в силу утверждения 1 S▲ABD = S▲BCD |
Задача 2. На стороне CD параллелограмма ABCD взята произвольная точка Е. Зная, что S▲ABE = S, найдите площадь параллелограмма ABCD. | Решение. Проведем дополнительное построение: КЕ?AD. Тогда из задачи 1 следует, что S▲KBE = S▲CBE, а S▲AKE = S▲ADE . Отсюда SABCD = 2S |
Задача 3. В параллелограмме ABCD на сторонах AB и CD взяты произвольные точки M и N. Докажите, что площадь четырехугольника KMEN равна площади четырех образовавшихся треугольников. | Решение. Проведем отрезок КЕ. Тогда в силу задачи 2 S▲KME = S▲KMB + S▲MEC, а S▲KNE = S▲AKN + S▲EDN Отсюда S▲KMEN = S▲KMB + S▲MEC + S▲KNE + S▲EDN |
Задача 4. Внутри параллелограмма ABCD взята произвольная точка О. Зная площадь трех треугольников с вершиной в точке О, найдите площадь четвертого треугольника. | Решение. Пусть S▲ADO = S1, S▲ABO = S2, S▲BOC = S3. Произведем дополнительное построение: КЕ?АВ. Введем следующие обозначения: S▲EOD = a, S▲KCO = b, S▲BKO = c, S▲AEO = d. Тогда S2 = с +d , S▲DOC = a + b, S1 + S3 = a + b + c + d . Отсюда S▲DCO = S1 + S3 - S2 |
Задача 5. Каждая диагональ четырехугольника делит его на треугольники одинаковой площади. Докажите, что это параллелограмм. | Решение. Из условия следует, что верны равенства: S1 + S2 = S3 + S4 и S1 + S4 = S3 + S2 . Откуда получим, что S1 = S3, а S2 = S4. Отметим, что S2S1=AOOC, S4S3=AOOC. Кроме этого, соответствующие высоты треугольников BOC, COD и AOB, AOD равны, соответственно, площади относятся как длины оснований. Из того, что S1 = S3 и S2 = S4. следует, что AOOC=AOOC. Следовательно, AO = OC . Аналогично можно доказать, что BO = OD . Можно сделать вывод, что диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам, а это значит, что ABCD - параллелограмм. |
Утверждение 2. Медиана треугольника делит его на два равновеликих треугольника.
Задача 6. В параллелограмме ABCD точка К – середина АВ, а L – середина ВС. Зная, что SKBLD = S , найдите SABCD . | Решение. Проведем диагональ ВD. Тогда, исходя из утверждения 2, получим, что SABCD = S.
|
Задача 7. В четырехугольнике ABCD точка Е, середина АВ, соединена с вершиной D, а точка F, середина CD, - с вершиной В. Докажите, что SABCD = 2SEBFD | Решение. Проведя диагональ ВD и рассуждая аналогично задаче 6, получим, что SABCD = 2SEBFD |
Задача 8. В произвольном четырехугольнике проведены отрезки, соединяющие середины сторон этого многоугольника. Зная площади трех из полученных четырехугольников, найдите площадь четвертого. | Решение. В силу утверждения 2 и обозначений, использованных для элементов чертежа, получим S1 = a + b, S2 = b + c, S3 = c + d, S4 = a + d. Тогда, зная S1, S2, S3, S4 получим, что S4 = S1 + S3 - S2 .
|
Задача 9. Докажите, что диагонали параллелограмма делят его на четыре равновеликих треугольника. | Решение. В силу задачи 1 и утверждения 2 будем иметь S▲AOB = S▲BOC = S▲COD =S▲DOA |
Задача 10. Середины двух параллельных сторон параллелограмма соединены с противолежащими вершинами. Какая часть площади параллелограмма ограничена проведенными отрезками? | Решение. Проведем отрезок МК. Тогда в силу задачи 9 SMFKE = 41SABCD. |
Задача 12. На продолжениях сторон выпуклого четырехугольника АВСD отложены отрезки BB1 = AB, CC1 = BC, DD1 = CD и AA1 = AD. Докажите, что площадь четырехугольника А1В1С1D1 в 5 раз больше площади четырехугольника АВСD. | Решение. Медиана делит площадь треугольника пополам, поэтому площади треугольников ABC, BB1C и CC1B1 равны между собой. Площадь треугольника ACD равна площади треугольника ADD1, площадь треугольника ADD1 равна площади треугольника AA1D1 и т. д. Тогда S▲BB1C1 = 2S▲ABC, S▲CC1D1 = 2S▲BCD, S▲AA1B1 = 2S▲DBA, S▲DD1A1 = 2S▲CAD. Суммируя эти равенства, получим S▲BB1C1 + S▲CC1D1 + S▲AA1B1 + S▲DD1A1.Обозначим площадь четырехугольника АВСD через S, тогда площадь четырех построенных треугольников равна 4S, а площадь четырехугольника А1В1С1D1 равна 5S. |
Задача 13. Вершина А квадрата АВСD соединена с точкой О – серединой ВС, вершина В – с точкой Е – серединой СD, вершина С – с точкой N – серединой АD, а вершина D – с точкой К – серединой АВ. Точки пересечения проведенных прямых L, M, R, и Р служат вершинами четырехугольника LMRP. Докажите, что SLMRP=51SABCD. | Решение. ВКDE – параллелограмм, так как ВК = DE и ВК?DE, поэтому ВЕ?КD. АОСN – параллелограмм, так как АN = ОС и АN?ОС, поэтому ОА?СN. Учитывая, что О, Е, N, и К – середины сторон, из теоремы Фалеса следует, что АL = LP, BP = PR, CR = RM и DM = ML. Для большей наглядности дальнейшего хода решения задачи, представим чертеж в другом виде. Дальнейший ход решения совпадает с решением задачи 12. Продолжим «цепочку» задач, исходной фигурой в которых будет выступать уже треугольник. |
Задача 14. На продолжении стороны АВ треугольника АВС взята точка К так, что АВ = ВК. Точка L – середина ВС. Зная, что S▲BKL = S, найдите S▲ABC. | Решение. Сделаем дополнительное построение – проведем отрезок AL. В силу утверждения 2 и использованных на чертежах обозначений S▲ABC = 2S . |
Задача 15. На продолжении сторон треугольника АВС построены отрезки AA1 =AC, BB1 = AB и CC1 = BC . Докажите, что S▲A1B1C1 = 7S▲ABC. | Решение. Произведя дополнительные построения, приняв во внимание обозначения на чертеже и опираясь на утверждение 2, видим, что решение следует непосредственно из чертежа. |
Задача 16. На продолжении стороны треугольника АВС взята точка D так, что АС = СD. Пусть М – середина стороны АВ, а К – точка пересечения отрезков ВС и МD. Докажите, что площадь треугольника ВКD равна площади четырехугольника АМКС. | Решение. В треугольнике АВD DМ и ВС – медианы. Поэтому S▲AMD =S▲BMD и S▲ACB = S▲CDB . Эти равенства можно записать так: SAMKC + S▲CKD = S▲MDK + S▲BKD, SAMKC + S▲MBK = S▲CKD + S▲BKD Сложив эти равенства и упростив выражение, получим SAMCK = S▲BKD . |
- 1. Рациональные уравнения и методы их решения
- Методы их решения
- 1. Использование области определения уравнения.
- 2. Разложение на множители.
- 3. Замена переменной.
- Функциональные методы
- 4. Использование ограниченности функций.
- 5. Использование монотонности функций.
- 2. Рациональные неравенства и методы их решения
- Алгебраические неравенства.
- 3. Модуль числа. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля
- Основные свойства модуля:
- I тип уравнений
- II тип уравнений
- III тип уравнений
- IV тип уравнений
- V тип уравнений
- VI тип уравнений
- 4. Модуль числа. Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля
- 1 Способ. Использование геометрического смысла модуля.
- 2 Способ. Использование свойства модулей: модули противоположных чисел равны.
- 3 Способ: Использование определение модуля числа.
- 4 Способ: Решение неравенства на интервалах
- 5.Уравнения. Равносильные уравнения. Уравнения–следствия. Теоремы о равносильных преобразованиях уравнений
- Преобразования, приводящие к равносильному уравнению
- Теоремы о равносильных преобразованиях уравнений
- 6. Неравенства. Равносильные неравенства. Неравенства-следствия. Теоремы о равносильных преобразованиях неравенств
- 7. Системы и совокупности уравнений. Основные методы решения систем уравнений
- Системы и совокупности уравнений
- 8. Системы и совокупности неравенств
- Основные методы решения систем двух неравенств с двумя неизвестными
- 9. Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений
- 10. Иррациональные неравенства. Основные методы решения иррациональных неравенств
- 11. Показательные уравнения. Основные методы решения показательных уравнений
- 12. Показательные неравенства. Основные методы решения показательных неравенств.
- 13. Логарифмические уравнения. Основные методы решения логарифмических уравнений
- 14 . Логарифмические неравенства. Основные методы решения логарифмических неравенств
- 15. Основные методы решения тригонометрических уравнений
- 16. Основные методы решения тригонометрических неравенств
- 17 . Уравнение с параметрами. Решение линейных уравнений с параметрами.
- 18. Уравнения с параметрами. Решение квадратных уравнений с параметрами
- 19. Методы решения уравнения . Методы решения неравенства
- 20. Обобщающий метод интервалов для решения неравенств
- 21. Основные тригонометрические функции, их свойства, графики
- 22. Обратные тригонометрические функции, графики, свойства
- 1. Метрические соотношения в окружности. Свойства хорд. Свойства секущих и касательных к окружности. Измерение углов, связанных с окружностью
- Свойства хорд
- 2. Окружность, вписанная в треугольник. Формулы, связывающие элементы треугольника с радиусом вписанной окружности
- 3. Окружность, описанная около треугольника. Формулы, связывающие элементы треугольника с радиусом описанной окружности
- 4. Прямая Эйлера
- 5. Окружность Эйлера
- 6. Вневписанная окружность.
- 7. Центроид треугольника
- 8. Ортоцентр треугольника. Ортотреугольник. Свойства ортоцентра треугольника
- 9. Вписанные четырехугольники. Вписанные многоугольники
- 10. Описанные четырехугольники. Описанные многоугольники
- 11. Теорема Пифагора. Обобщенная теорема Пифагора.
- 12. Теорема Пифагора для четырехугольников.
- 13. Теорема Птолемея.
- 14. Методы геометрических преобразований. Симметрия. Поворот. Параллельный перенос. Подобие. Гомотетия.
- 15. Метод площадей.
- 1.Свойства параллельного проектирования. Изображение плоских фигур. Требования к проекционным чертежам.
- 2. Свойства параллельного проектирования. Изображение многоугольников и тел вращения. Теорема Польке-Шварца.
- 3.Методы построения сечений многогранников.
- 4.Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Признак скрещивающихся прямых. Угол между скрещивающимися прямыми. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
- Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Угол между прямой и плоскостью.
- Взаимное расположение плоскостей в пространстве. Угол между плоскостями. Двугранный угол. Измерение двугранных углов.
- Взаимное расположение плоскостей в пространстве. Многогранный угол. Трехгранный угол. Их свойства.