IV. Формирование умений и навыков.
Следующие упражнения представляют собой последовательность квадратных уравнений, решаемых приёмом выделения квадрата двучлена, от простых к более сложным.
1. Решить устно.
а) х2 + 12х + 36 = 0; (х + 6)2 = 0; х = –6. | б) х2 – х + = 0; = 0; х = . |
2. а) х2 – 8х + 15 = 0;
(х2 – 8х + 16) – 16 + 15 = 0;
(х – 4)2 – 1 = 0;
(х – 4)2 = 1;
х – 4 = –1 или х = 3 | х – 4 = 1; х = 5. |
О т в е т: 3; 5.
б) х2 – 5х – 6 = 0;
(х2 – 2 · 2,5х + 6,25) – 6,25 – 6 = 0;
(х – 2,5)2 – 12,25 = 0;
(х – 2,5)2 = 12,25;
х – 2,5 = 3,5 или х = 6 | х – 2,5 = –3,5; х = –1. |
О т в е т: –1; 6.
в) х2 – 6х + 14 = 0;
(х2 – 2 · 3х + 9) – 9 + 14 = 0;
(х – 3)2 + 5 = 0;
(х – 3)2 = –5.
Уравнение не имеет решений.
О т в е т: нет корней.
3. а) 3х2 – 4х – 4 = 0;
х2 – = 0;
х2 – = 0;
= 0;
= 0;
;
х – или х = 2 | х – ; х = . |
О т в е т: ; 2.
б) 2х2 – 9х + 10 = 0;
х2 – х + 5 = 0;
х2 – 2 ∙ х + 5 = 0;
+ 5 = 0;
–5;
;
х – или х = 2,5 | х – ; х = 2. |
О т в е т: 2; 2,5.
4. а) При каком значении а уравнение х2 – ах + 9 = 0 имеет один корень?
Р е ш е н и е
– Выделим квадрат двучлена.
х2 – ах + 9 = 0;
х2 – 2 ∙ ∙х + 9 = 0;
+ 9 = 0;
–9.
Это квадратное уравнение имеет единственный корень, если
–9 = 0;
= 9; а2 = 36; а = ±6.
О т в е т: при а = ±6.
б) При каком значении т уравнение 3х2 – тх – 6 = 0 имеет единственный корень?
Р е ш е н и е
– Выделим квадрат двучлена.
3х2 – тх – 6 = 0;
х2 – х – 2 = 0;
х2 – 2 ∙ х – 2 = 0;
–2 = 0;
+ 2.
Это квадратное уравнение имеет единственный корень, если
+ 2 = 0;
= –2;
т2 = –72 – нет корней.
О т в е т: нет решений.
- У р о к 1 (43) Определение квадратного уравнения
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (44) Решение неполных квадратных уравнений
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- У р о к 3 (45) Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (47) Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверочная работа.
- III. Объяснение нового материала.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- VI. Формирование умений и навыков.
- VII. Итоги урока.
- IV. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- VI. Итоги урока.
- У р о к 2 (53) Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
- V. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4
- У р о к 1 (55) Понятие дробного рационального уравнения
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4