У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
Цели: вывести формулу (II) нахождения корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом; формировать умения применять формулы I и II для решения квадратных уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Назовите коэффициенты a, b, c уравнений:
а) 4х2 – 5х – 7 = 0; г) 8 – 9х2 = 0;
б) х2 + 2 – 3х = 0; д) 11х2 = 0;
в) 3х2 + 2х = 0; е) 17 – х2 – х = 0.
2. Решите уравнение:
а) 2х2 – 18 = 0; в) х2 + 16 = 0;
б) 3х2 – 12х = 0; г) 3,6х2 = 0.
3. Сколько корней имеет уравнение:
а) 6х2 – 5х = 0; в) 3х2 – 4 = 0;
б) х2 – 4х + 4 = 0; г) 2х2 + 7 = 0?
III. Объяснение нового материала.
С о з д а н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и.
Предложить учащимся для решения квадратное уравнение 15х2 – 34х + + 15 = 0. Используя формулу нахождения корней квадратного уравнения, получаем:
D = (–34)2 – 4 · 15 · 15 = 1156 – 900 = 256.
;
.
Решая это уравнение, учащиеся вынуждены проводить вычисления достаточно громоздкие, в отличие от ранее решаемых уравнений.
Можно теперь сообщить учащимся, что для решения квадратных уравнений, у которых второй коэффициент четный, существует другая формула корней, позволяющая упростить вычисления.
Вывод этой формулы проводится согласно пункту учебника. Причём в сильном классе можно предложить учащимся проделать это самостоятельно, записав только общий вид такого уравнения:
ax2 + 2 ∙ k ∙ x + c = 0 (b = 2k).
После вывода формулы возвращаемся к решенному уравнению и применяем новую формулу:
D = (–17)2 – 15 · 15 = 289 – 225 = 64;
;
.
Как видим, вычисления можно произвести «в уме», так как все значения квадратов чисел – табличные.
На доску можно вынести п л а к а т:
(обращаем внимание учащихся, что D1 в четыре раза меньше, чем D)
Р е ш е н и е к в а д р а т н о г о у р а в н е н и я a2 + 2kx + c = 0, a ≠ 0; D1 = k2 – ac. Если D1 < 0, то уравнение не имеет корней. Если D1 = 0, то x = . Если D1 > 0, то x = . |
- У р о к 1 (43) Определение квадратного уравнения
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (44) Решение неполных квадратных уравнений
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- У р о к 3 (45) Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (47) Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверочная работа.
- III. Объяснение нового материала.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- VI. Формирование умений и навыков.
- VII. Итоги урока.
- IV. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- VI. Итоги урока.
- У р о к 2 (53) Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
- V. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4
- У р о к 1 (55) Понятие дробного рационального уравнения
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4