VI. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какое уравнение называется дробно-рациональным?
– Приведите примеры целого и дробного уравнения.
– Сформулируйте алгоритм решения дробного рационального уравнения.
– Какими способами можно исключить «посторонние» корни дробного рационального уравнения?
Домашнее задание: № 600 (б, г, е), № 601 (б, е, з), № 602 (в, д, ж).
У р о к 2 (56) Решение дробных рациональных уравнений
Цели: продолжить формирование умения решать дробные рациональные уравнения по алгоритму.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Разложите на множители:
а) а2 – 9; г) 2х3 – 8х;
б) х2 + 2х + 1; д) 9у2 – 1;
в) 3х2 – 6х; е) –х2 + 6х – 9.
2. Решите уравнение:
а) = 0; в);
б) = 0; г).
III. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Решить уравнения:
1) =x; 2) ;
3) .
В а р и а н т 2
Решить уравнения:
1) = 2x; 2) ;
3) .
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке отрабатывается умение находить общий знаменатель дробей, выполнив предварительно разложение знаменателей дробей, входящих в уравнение, вынесением общего множителя либо по формулам сокращенного умножения.
1. № 603 (а, в, г), № 605 (б, е).
Р е ш е н и е
№ 603.
а) = 1; ОДЗ:х –2;
х 2.
(3х + 1) (х – 2) – (х – 1) (х + 2) = 1 · (х + 2) (х – 2);
3х2 – 6х + х – 2 – х2 – 2х + х + 2 = х2 – 4;
3х2 – 6х + х – 2 – х2 – 2х + х + 2 – х2 + 4 = 0;
х2 – 6х + 4 = 0.
D1 = (–3)2 – 1 · 4 = 9 – 4 = 5, D1 > 0, 2 корня.
x1 = 3 + ;x2 = 3 – .
в) .
; ОДЗ: y ≠ –;
y ≠ .
4 – 4 (3у – 1) = –5 (3у + 1);
4 –12у + 4 = –15у – 5;
3у = –13;
у = –;
у = –4.
г) – 1;
+ 1 = 0; ОДЗ: х ≠ –3; х ≠ 3.
+ 1 = 0;
4 (х – 3) + 4 (х + 3) + (х + 3) (х – 3) = 0;
4х – 12 + 4х + 12 + х2 – 9 = 0;
х2 + 8х – 9 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = –9, х2 = 1.
О т в е т: а) 3 – ; 3 +; в) –4; г) –9; 1.
№ 605.
б) .
= 0;
= 0; ОДЗ: х ≠ 2; х ≠ –2.
–2 · 3 · (х + 2) – 1 · 3 · (х – 2) (х + 2) + 6 – х = 0;
–6х – 12 – 3х2 + 12 + 6 – х = 0;
–3х2 – 7х + 6 = 0;
3х2 + 7х – 6 = 0;
D = 72 – 4 · 3 · (–6) = 49 + 72 = 121, D > 0, 2 корня.
x1 = ;x2 = = –3.
е) .
; ОДЗ: х ≠ 2; х ≠ –2.
3 (5х + 7) (х + 2) – 3 (2х + 21) (х – 2) = 26 (х – 2) (х + 2);
3 (5х2 + 10х + 7х + 14) – 3 (2х2 – 4х + 21х – 42) – 26 (х2 – 4) = 0;
15х2 + 51х + 42 – 6х2 – 51х + 126 – 26х2 + 104 = 0;
–17х2 + 272 = 0;
х2 = 16;
х = ±4.
О т в е т: б) –3; ; е) ±4.
2. № 604 (б), № 606 (б, в).
Р е ш е н и е
№ 604 (б).
1) = –10; ОДЗ:х ≠ –3.
х2 + х – 2 = –10 (х + 3);
х2 + х – 2 = –10х – 30;
х2 + 11х + 28 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = –4; х2 = –7.
2) = 0;
х2 + х – 2 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = –2; х2 = 1.
3) = –5;
х2 + х – 2 = –5 (х + 3);
х2 + х – 2 + 5х + 15 = 0;
х2 + 6х + 13 = 0.
D1 = 32 – 1 · 13 = 9 – 13 = –4, D1 < 0, нет корней.
О т в е т: 1) при х = –4 или х = –7; 2) при х = –2 или х = 1; 3) нет решений.
№ 606.
б) = 3; ОДЗ:у ≠ ;
у ≠ .
(5у + 13) (3у – 1) – (4 – 6у) (5у + 4) = 3 (5у + 4) (3у – 1);
15у2 – 5у + 39у – 13 – 20у – 16 + 30у2 + 24у = 3 (15у2 – 5у + 12у – 4);
17у = 17;
у = 1.
в) ; ОДЗ:у ≠ 5;
у ≠ –5.
(у + 1)(у + 5) + 10(у – 5) = 10(у + 1);
у2 + 6у + 5 + 10у – 50 – 10у – 10 = 0;
у2 + 6у – 55 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, у1 = 5; у2 = –11.
О т в е т: б) 1; в) –11.
3. № 607 (г, д).
Р е ш е н и е
г) .
= 0;
= 0; ОДЗ: у ≠ 0; у ≠ 1;
у ≠ –1.
10 – (у + 1) – у(у – 1) = 0;
10 – у – 1 – у2 + у = 0;
9 – у2 = 0;
у2 = 9;
у = ±3.
д) 1 + .
1 + = 0; ОДЗ:х ≠ 4.
x2 – 8x + 16 + 45 – 14(x – 4) = 0;
x2 – 22x + 117 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = 9, х2 = 13.
О т в е т: г) ±3; д) 9; 13.
Yandex.RTB R-A-252273-3- У р о к 1 (43) Определение квадратного уравнения
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (44) Решение неполных квадратных уравнений
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- У р о к 3 (45) Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (47) Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверочная работа.
- III. Объяснение нового материала.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- VI. Формирование умений и навыков.
- VII. Итоги урока.
- IV. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- VI. Итоги урока.
- У р о к 2 (53) Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
- V. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4
- У р о к 1 (55) Понятие дробного рационального уравнения
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4