V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какое квадратное уравнение называется неполным?
– Какие существуют виды неполных квадратных уравнений и как они решаются?
– Какие этапы выделяются при решении задачи алгебраическим методом?
Домашнее задание: № 532 (б, г), № 525, № 528, № 529.
У р о к 1 (46) Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена
Цели: ознакомить учащихся с приемом решения квадратного уравнения выделением квадрата двучлена.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Назовите коэффициенты квадратного уравнения:
а) 3х2 – 17х + 4 = 0; в) –х2 = 0;
б) 2х – х2 + 1 = 0; г) х2 + 2х = 0.
2. Найдите корни уравнения:
а) х2 = 1,21; в) х2 = ;
б) х2 = ; г)х2 = 0,0049.
3. Представьте одночлен в виде удвоенного произведения двух множителей:
а) 10х; в) 7а;
б) –8у; г) .
4. Разложите на множители:
а) х2 – 4х + 4; в) y2 + y + 1 ;
б) а2 + 6а + 9; г) 3х2 – 6х + 3.
III. Объяснение нового материала.
Для осознанного восприятия приёма решения квадратных уравнений путём выделения квадрата двучлена объяснение следует проводить в н е с к о л ь к о э т а п о в.
1. А к т у а л и з а ц и я з н а н и й.
При решении квадратных уравнений рассматриваемым приёмом учащимся необходимо свободно решать уравнения вида х2 = а и (х + k)2 = m.
Частично знания учащихся были актуализированы при выполнении устной работы. Чтобы ребята вспомнили, как решаются уравнения вида (х + k)2 = m, необходимо им предложить з а д а н и е:
– Решите уравнение:
а) (х + 2)2 = 16; г) (2х – 7)2 = ;
б) (х – 3)2 = ; д) (1 – 3х)2 = ;
в) (х + 1)2 = 4; е) (2х + 1) = 0.
2. О з н а к о м л е н и е с приёмом решения квадратного уравнения путём выделения квадрата двучлена следует начать с рассмотрения приведённого квадратного уравнения, левая часть которого представляется в виде полного квадрата двучлена:
х2 + 10х + 25 = 0;
х2 – 6х + 9 = 0;
х2 + х + = 0 и т. п.
После этого появляется возможность подвести учащихся к мысли о том, что для решения квадратного уравнения нужно привести его к виду (х + k)2 = m, а сделать это можно путём выделения квадрата двучлена. Сперва рассматриваем приведённое квадратное уравнение, одновременно выделяя алгоритм решения квадратных уравнений данным приёмом.
х2 – 6х – 7 = 0.
1-й ш а г. Записываем второй коэффициент в виде произведения двойки и некоторого числа: b = 2п.
х2 – 6х – 7 = х2 – 2 · 3х – 7.
2-й ш а г. Число п представляет собой второе слагаемое в искомом квадрате двучлена: п = 3. Для того чтобы получить искомый квадрат двучлена (х – n)2 = х2 – 2 · х · п + n2, необходимо прибавить п2 и одновременно вычесть его:
х2 – 2 · 3х – 7 = х2 – 2 · 3х + 9 – 9 – 7.
3-й ш а г. Выделяем квадрат двучлена:
х2 – 6х – 7 = х2 – 2 · 3х + 9 – 16 = (х – 3)2 – 16.
4-й ш а г. Решаем полученное уравнение, равносильное исходному:
(х – 3)2 – 16 = 0;
(х – 3)2 = 16;
х – 3 = 4 или х – 3 = –4;
х = 7 или х = –1.
О т в е т: –1; 7.
3. Р е ш е н и е неприведённых квадратных уравнений приёмом выделения квадрата двучлена.
Целью рассмотрения приёма решения квадратных уравнений путём выделения квадрата двучлена является подготовка к осознанному восприятию вывода общей формулы корней. Поэтому не стоит заострять внимание учащихся на технически сложных заданиях. Однако нужно рассмотреть со всем классом пример решения неприведённого квадратного уравнения указанным приёмом (с. 116–117 учебника).
Yandex.RTB R-A-252273-3- У р о к 1 (43) Определение квадратного уравнения
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (44) Решение неполных квадратных уравнений
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- У р о к 3 (45) Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (47) Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверочная работа.
- III. Объяснение нового материала.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- VI. Формирование умений и навыков.
- VII. Итоги урока.
- IV. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- VI. Итоги урока.
- У р о к 2 (53) Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
- V. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4
- У р о к 1 (55) Понятие дробного рационального уравнения
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4