IV. Формирование умений и навыков.
Все у п р а ж н е н и я, решаемые на этом уроке, можно разбить на три группы:
1-я г р у п п а. Упражнения на непосредственное применение формулы (II) корней квадратного уравнения.
2-я г р у п п а. Упражнения с выбором формулы (I или II) корней квадратного уравнения в зависимости от второго коэффициента.
3-я г р у п п а. Упражнения повышенной трудности.
1. № 539 (б, г, ж), № 540 (в, з).
При решении этих упражнений демонстрируем учащимся применение новой формулы для случая, когда корни уравнения являются иррациональными. Для этого вызываем двух учеников к доске и параллельно проводим решение по разным формулам.
№ 539 (ж).
Р е ш е н и е
7z2 – 20z + 14 = 0.
Ф о р м у л а I | Ф о р м у л а II |
D = (–20)2 – 4 · 7 · 14 = = 400 – 392 = 8. | D1 = (–10)2 – 7 · 14 = = 100 – 98 = 2. |
(Ещё раз замечаем, что D1 = .) | |
x = . Вынесем множитель из-под знака корня: x = , то есть x = . | x = . |
Таким образом, получаем такие же корни.
2. № 541 (б, в, ж), № 546 (а, г), № 550 (б), № 552 (а, в), № 553 (а).
3. № 554, № 555.
Эти упражнения можно предложить сильным в учебе учащимся, сократив для них количество заданий из 1-й и 2-й группы.
№ 554.
Р е ш е н и е
а) х2 – 5х + 6 = 0;
D = (–5)2 – 4 · 1 · 6 = 25 – 24 = 1, D > 0.
x1 = = 2;x2 = = 3.
6х2 – 5х + 1 = 0;
D = (–5)2 – 4 · 6 · 1 = 25 – 24 = 1, D > 0.
x1 = ;x2 = .
б) 2х2 – 13х + 6 = 0;
D = (–13)2 – 4 · 2 · 6 = 169 – 48 = 121, D > 0.
x1 = ;x2 = = 6.
6х2 – 13х + 2 = 0;
D = (–13)2 – 4 · 6 · 2 = 169 – 48 = 121, D > 0.
x1 = ;x2 = = 2.
Можно предположить, что корни уравнений ax2 + bx + c = 0 и cx2 + + bx + a = 0 являются взаимно-обратными числами. Докажем это.
ax2 + bx + c = 0. | cx2 + bx + a = 0. |
x1 = ; x2 = . | x3 = ; x4 = . |
(Мы предполагаем, что b2 – 4ac ≥ 0, то есть корни существуют.)
Вычислим x1 ∙ x4 = =
= 1. Значит, х1 и х4 – взаимно-обратные числа.
Аналогично доказывается, что x2 и x3 – взаимно-обратные числа.
№ 555.
Р е ш е н и е
х2 – ах + (а – 4) = 0.
D = (–а)2 – 4 · 1 · (а – 4) = а2 – 4а + 16.
Чтобы определить количество корней, необходимо оценить дискриминант. Выделим в выражении квадрат двучлена:
D = (а2 – 2 · 2 · а + 4) + 12 = (а – 2)2 + 12.
Дискриминант принимает положительные значения при любом а (точнее D ≥ 12), значит, при любом а уравнение имеет два корня.
О т в е т: а) нет; б) нет; в) при любом а.
- У р о к 1 (43) Определение квадратного уравнения
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (44) Решение неполных квадратных уравнений
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- У р о к 3 (45) Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (47) Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверочная работа.
- III. Объяснение нового материала.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- VI. Формирование умений и навыков.
- VII. Итоги урока.
- IV. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- VI. Итоги урока.
- У р о к 2 (53) Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
- V. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4
- У р о к 1 (55) Понятие дробного рационального уравнения
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4