VI. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Каковы этапы решения задач на составление дробного рационального уравнения.
– Каков алгоритм решения дробного рационального уравнения?
– Как проводится интерпретация полученных решений? – В каких случаях полученные корни уравнения могут не удовлетворять условию задачи?
Домашнее задание: № 618, № 620, № 624, № 639.
У р о к 2 (59) Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений
Цели: формировать умение решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
– Найдите:
а) 50 % от 42; е) 20 % от 55;
б) 1 % от 300; ж) 50 % от 31;
в) 2 % от 200; з) 3 % от 90;
г) 10 % от 35; и) 10 % от 7;
д) 25 % от 280; к) 25 % от 84.
III. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше её знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на . Найдите эту дробь.
В а р и а н т 2
Знаменатель несократимой обыкновенной дроби на 4 больше её числителя. Если числитель этой дроби увеличить на 2, а знаменатель – на 21, то дробь уменьшится на . Найдите эту дробь.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке следует разнообразить содержание текстовых задач. Следует прорешать задачи на движение, на работу, на концентрацию. Учащимся необходимо продемонстрировать важность этапа анализа условия задачи, удобство и универсальность таблиц и схем для записи связи исходных и требуемых величин.
1. № 622.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
| Урожайность, ц/га | Площадь, га | Урожайность, ц |
Прошлый год | х | 192 | |
Этот год | х+ 2 | 192 |
По условию меньшена 0,4 га.
Пусть х ц/га – урожайность пшеницы в хозяйстве в прошлом году, тогда (х + 2) ц/га – урожайность пшеницы в этом году. В прошлом году под пшеницу занято га, в этомга. Зная, что в этом году эта площадь была меньше на 0,4 га, составим уравнение:
= 0,4; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ –2.
192(х + 2) – 192х = 0,4х(х + 2);
384 – 0,4х2 – 0,8х = 0;
х2 + 2х – 960 = 0;
D1 = 1 + 960 = 961, D1 > 0, 2 корня.
x1 = –1 + = –1 + 31 = 30;
x2 = –1 – = –1 – 31 = –32 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 30 ц/га.
2. № 625.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
| Доля в оплате, шиллинг | Кол-во людей, чел. | Счет (сумма), шиллинг |
По плану | х | 175 | |
В действительности | х– 2 | 175 |
В действительности большена 10 шиллингов.
Пусть х человек обедало, тогда (х – 2) человек оплачивали поровну весь обед. шиллингов заплатил бы один человек, если бы деньги были у всех едоков, ашиллингов заплатил каждый человек с деньгами в действительности. Зная, что каждому пришлось уплатить на 10 шиллингов больше, составим уравнение:
= 10; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 2.
175х – 175(х – 2) = 10х(х – 2);
350 – 10х2 + 20х = 0;
х2 – 2х – 35 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = 7, х2 = –5 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 7 человек.
3. № 630.
Перед решением задачи необходимо вспомнить, что такое концентрация вещества в растворе (сплаве, слитке, смеси и т. п.).
, гдеk – концентрация вещества в процентах, т1 – масса вещества, т – общая масса.
Также необходимо вспомнить, что для содержащегося вещества мы можем указывать как его относительное содержание в растворе (в процентах или в долях), так и абсолютное содержание (в граммах, тоннах, литрах и т. п.). Как правило, в текстовых задачах на концентрацию мы составляем уравнение по зависимости между абсолютным и относительным количеством вещества.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
| Концентрация соли, % | Масса соли, г | Масса раствора, г |
1-й раствор | ∙ 100 | 30 | х |
2-й раствор | ∙ 100 | 30 | х+ 100 |
По условию ∙ 100 % меньше∙ 100 % на 1 %.
Пусть х г – первоначальная масса раствора, тогда (х + 100) г – масса нового раствора. Концентрация соли первоначально составляла ∙ 100 % , затем стала∙ 100 %. Зная, что концентрация соли снизилась на 1 %, составим уравнение:
∙100 – ∙ 100 = 1; ОДЗ:х ≠ 0, х ≠ –100.
30(х + 100) – 30х = 0,01х(х + 100);
3000 = 0,01х2 + х;
0,01х2 + х – 3000 = 0;
D = 1 + 4 · 0,01 · 3000 = 121, D > 0, 2 корня.
х1 = = 500;
х2 = = –600 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 500 г.
4. № 627, № 629. В классе только проанализировать условие и составить уравнение. Уравнения дорешать дома.
Перед решением задач нужно вынести на доску табличку:
В стоячей воде | V=Vсобст. |
По течению | V=Vсобст.+Vтеч. |
Против течения | V=Vсобст.–Vтеч. |
Р е ш е н и е
№ 627.
А н а л и з:
| V, км/ч | t, ч | S, км |
Против течения | х – 2 | 6 | |
По озеру | х | 15 |
По условию большена 1 час.
Пусть х км/ч – собственная скорость лодки, тогда (х – 2) км/ч – скорость лодки при движении против течения. ч турист плыл на лодке против течения, ач – он плыл на лодке по озеру. Зная, что на путь по озеру он затратил на 1 час больше, составим уравнение:
–= 1; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 2.
15(х – 2) – 6х = х(х – 2);
15х – 30 – 6х – х2 + 2х = 0;
х2 – 11х + 30 = 0.
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = 5, х2 = 6. Оба корня удовлетворяют условию задачи.
О т в е т: 5 км/ч или 6 км/ч.
№ 629.
А н а л и з:
V1= 20 –Vтеч(км/ч) |
| t1=ч |
36 км |
| |
22 км |
| |
V2= 20 +Vтеч(км/ч) | t2=ч |
По условию t1 + t2 = 3 ч.
Пусть х км/ч – скорость течения реки, тогда против течения катер шёл со скоростью (20 – х) км/ч, а по течению – (20 + х) км/ч. Против течения он шел ч, а по течениюч. Зная, что на весь путь катер затратил 3 часа, составим уравнение:
+ = 3; ОДЗ:х ≠ 20, х ≠ –20.
36(20 + х) + 22(20 – х) = 3(20 – х)(20 + х);
720 + 36х + 440 – 22х = 1200 – 3х2;
3х2 + 14х – 40 = 0;
D1 = 72 + 3 · 40 49 + 120 = 169, D1 > 0, 2 корня.
х1 = = 2;
х2 = – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 2 км/ч.
- У р о к 1 (43) Определение квадратного уравнения
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (44) Решение неполных квадратных уравнений
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- У р о к 3 (45) Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 2 (47) Вывод формулы корней квадратного уравнения
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверочная работа.
- III. Объяснение нового материала.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- У р о к 4 (49) Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Итоги урока.
- VI. Формирование умений и навыков.
- VII. Итоги урока.
- IV. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- V. Итоги урока.
- IV. Формирование умений и навыков.
- V. Проверочная работа.
- В а р и а н т 1
- В а р и а н т 2
- VI. Итоги урока.
- У р о к 2 (53) Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
- V. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4
- У р о к 1 (55) Понятие дробного рационального уравнения
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- V. Формирование умений и навыков.
- VI. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- В а р и а н т 2
- В а р и а н т 3
- В а р и а н т 4