logo
квадратные уравнения

VI. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Каковы этапы решения задач на составление дробного рационального уравнения.

– Каков алгоритм решения дробного рационального уравнения?

– Как проводится интерпретация полученных решений? – В каких случаях полученные корни уравнения могут не удовлетворять условию задачи?

Домашнее задание: № 618, № 620, № 624, № 639.

У р о к 2 (59) Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

Цели: формировать умение решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

– Найдите:

а) 50 % от 42; е) 20 % от 55;

б) 1 % от 300; ж) 50 % от 31;

в) 2 % от 200; з) 3 % от 90;

г) 10 % от 35; и) 10 % от 7;

д) 25 % от 280; к) 25 % от 84.

III. Проверочная работа.

В а р и а н т 1

Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше её знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на . Найдите эту дробь.

В а р и а н т 2

Знаменатель несократимой обыкновенной дроби на 4 больше её числителя. Если числитель этой дроби увеличить на 2, а знаменатель – на 21, то дробь уменьшится на . Найдите эту дробь.

IV. Формирование умений и навыков.

На этом уроке следует разнообразить содержание текстовых задач. Следует прорешать задачи на движение, на работу, на концентрацию. Учащимся необходимо продемонстрировать важность этапа анализа условия задачи, удобство и универсальность таблиц и схем для записи связи исходных и требуемых величин.

1. № 622.

Р е ш е н и е

А н а л и з:

Урожайность, ц/га

Площадь, га

Урожайность, ц

Прошлый год

х

192

Этот год

х+ 2

192

По условию меньшена 0,4 га.

Пусть х ц/га – урожайность пшеницы в хозяйстве в прошлом году, тогда (х + 2) ц/га – урожайность пшеницы в этом году. В прошлом году под пшеницу занято га, в этомга. Зная, что в этом году эта площадь была меньше на 0,4 га, составим уравнение:

= 0,4; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ –2.

192(х + 2) – 192х = 0,4х(х + 2);

384 – 0,4х2 – 0,8х = 0;

х2 + 2х – 960 = 0;

D1 = 1 + 960 = 961, D1 > 0, 2 корня.

x1 = –1 + = –1 + 31 = 30;

x2 = –1 – = –1 – 31 = –32 – не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 30 ц/га.

2. № 625.

Р е ш е н и е

А н а л и з:

Доля в оплате, шиллинг

Кол-во людей, чел.

Счет (сумма), шиллинг

По плану

х

175

В действительности

х– 2

175

В действительности большена 10 шиллингов.

Пусть х человек обедало, тогда (х – 2) человек оплачивали поровну весь обед. шиллингов заплатил бы один человек, если бы деньги были у всех едоков, ашиллингов заплатил каждый человек с деньгами в действительности. Зная, что каждому пришлось уплатить на 10 шиллингов больше, составим уравнение:

= 10; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 2.

175х – 175(х – 2) = 10х(х – 2);

350 – 10х2 + 20х = 0;

х2 – 2х – 35 = 0.

По теореме, обратной теореме Виета, х1 = 7, х2 = –5 – не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 7 человек.

3. № 630.

Перед решением задачи необходимо вспомнить, что такое концентрация вещества в растворе (сплаве, слитке, смеси и т. п.).

, гдеk – концентрация вещества в процентах, т1 – масса вещества, т – общая масса.

Также необходимо вспомнить, что для содержащегося вещества мы можем указывать как его относительное содержание в растворе (в процентах или в долях), так и абсолютное содержание (в граммах, тоннах, литрах и т. п.). Как правило, в текстовых задачах на концентрацию мы составляем уравнение по зависимости между абсолютным и относительным количеством вещества.

Р е ш е н и е

А н а л и з:

Концентрация соли, %

Масса соли, г

Масса раствора, г

1-й раствор

∙ 100

30

х

2-й раствор

∙ 100

30

х+ 100

По условию ∙ 100 % меньше∙ 100 % на 1 %.

Пусть х г – первоначальная масса раствора, тогда (х + 100) г – масса нового раствора. Концентрация соли первоначально составляла ∙ 100 % , затем стала∙ 100 %. Зная, что концентрация соли снизилась на 1 %, составим уравнение:

∙100 – ∙ 100 = 1; ОДЗ:х ≠ 0, х ≠ –100.

30(х + 100) – 30х = 0,01х(х + 100);

3000 = 0,01х2 + х;

0,01х2 + х – 3000 = 0;

D = 1 + 4 · 0,01 · 3000 = 121, D > 0, 2 корня.

х1 = = 500;

х2 = = –600 – не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 500 г.

4. № 627, № 629. В классе только проанализировать условие и составить уравнение. Уравнения дорешать дома.

Перед решением задач нужно вынести на доску табличку:

В стоячей воде

V=Vсобст.

По течению

V=Vсобст.+Vтеч.

Против течения

V=Vсобст.Vтеч.

Р е ш е н и е

№ 627.

А н а л и з:

V, км/ч

t, ч

S, км

Против течения

х – 2

6

По озеру

х

15

По условию большена 1 час.

Пусть х км/ч – собственная скорость лодки, тогда (х – 2) км/ч – скорость лодки при движении против течения. ч турист плыл на лодке против течения, ач – он плыл на лодке по озеру. Зная, что на путь по озеру он затратил на 1 час больше, составим уравнение:

–= 1; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 2.

15(х – 2) – 6х = х(х – 2);

15х – 30 – 6хх2 + 2х = 0;

х2 – 11х + 30 = 0.

По теореме, обратной теореме Виета, х1 = 5, х2 = 6. Оба корня удовлетворяют условию задачи.

О т в е т: 5 км/ч или 6 км/ч.

№ 629.

А н а л и з:

V1= 20 –Vтеч(км/ч)

t1

36 км

22 км

V2= 20 +Vтеч(км/ч)

t2

По условию t1 + t2 = 3 ч.

Пусть х км/ч – скорость течения реки, тогда против течения катер шёл со скоростью (20 – х) км/ч, а по течению – (20 + х) км/ч. Против течения он шел ч, а по течениюч. Зная, что на весь путь катер затратил 3 часа, составим уравнение:

+ = 3; ОДЗ:х ≠ 20, х ≠ –20.

36(20 + х) + 22(20 – х) = 3(20 – х)(20 + х);

720 + 36х + 440 – 22х = 1200 – 3х2;

3х2 + 14х – 40 = 0;

D1 = 72 + 3 · 40 49 + 120 = 169, D1 > 0, 2 корня.

х1 = = 2;

х2 = – не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 2 км/ч.