logo
квадратные уравнения

V. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– В каких случаях применяется формула II корней квадратного уравнения?

– В каком отношении находятся D1 и D?

– По какой формуле вычисляется D1?

– Можно ли применять формулу I корней квадратного уравнения, если коэффициент b чётный?

– Могут ли получиться разные корни при применении различных формул корней квадратного уравнения?

Домашнее задание: № 539 (в, е, з), № 540 (б, е, ж), № 541 (е, з), № 548 (б, г), № 551 (а, г, д).

У р о к 1 (50) Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи

Цели: ввести понятие «математическая модель», выделить этапы решения задач алгебраическим методом; формировать умение составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

– Найдите сторону квадрата, если его площадь равна:

а) 81 см2; б) 0,49 дм2; в) м2;

г) м2; д) 225 см2; е) м2.

III. Проверочная работа.

В а р и а н т 1

1. Сколько корней имеет уравнение? Поясните ответ.

а) 3х2 – 7х = 0; в) 2х2 – 1 = 0;

б) х2 – 2х + 1 = 0; г) х2 + 3х + 3 = 0.

2. Решите уравнение:

а) 5х2 + 14х – 3 = 0; в) 7х2 + 8х + 1 = 0;

б) х2 – 2х + 2 = 0; г) х – 3х2 – 2 = 0.

В а р и а н т 2

1. Сколько корней имеет уравнение? Поясните ответ.

а) 6х2 – 5х = 0; в) 3х2 – 4 = 0;

б) х2 – 4х + 4 = 0; г) х2 – 4х + 5 = 0.

2. Решите уравнение:

а) 5х2 + 8х – 4 = 0; в) 7х2 + 6х – 1 = 0;

б) х2 – 6х + 11 = 0; г) 4х – 3х2 – 2 = 0.

IV. Развивающее задание.

– Составьте квадратное уравнение, корни которого равны:

а) 1 и 3; б) и –; в) 1 –; 1 +.

V. Объяснение нового материала.

Объяснение следует начать с решения конкретной (с. 124 учебника) задачи. В процессе её решения учащиеся открывают н о в ы й ф а к т: корень уравнения, составленного по условию задачи, может не удовлетворять этому условию. В то же время полученные при решении квадратного уравнения два различных корня могут одновременно отвечать условию задачи. Поэтому возникает необходимость интерпретации полученного решения.

Важно, чтобы учащиеся осознали значимость новой ситуации и вместе с учителем чётко выделили этапы решения задачи алгебраическим методом:

1. Анализ условия задачи и его схематическая запись.

2. Перевод естественной ситуации на математический язык (построение математической модели текстовой задачи).

3. Решение уравнения, полученного при построении математической модели.

4. Интерпретация полученного решения.

Четвёртый этап решения задачи алгебраическим методом является принципиально новым для учащихся, поэтому на нём следует заострить внимание. Можно попросить учащихся привести примеры ситуаций, когда полученный корень уравнения может противоречить условию задачи.

В процессе обсуждения этого вопроса можно выделить несколько самых распространённых ситуаций:

1) Корень уравнения является отрицательным числом, когда за неизвестное принята какая-то мера, которая может выражаться только положительным числом (н а п р и м е р, длина, площадь, объём и т. п.).

2) Корень уравнения является числом из более широкого множества, чем то, которое описывается в задаче (н а п р и м е р, получено дробное число, когда в условии задачи речь идет о целых числах).

3) Несоответствие полученных положительных размеров с реальными (н а п р и м е р, скорость пешехода равна 80 км/ч и т. п.).

При решении задач учащиеся могут в процессе интерпретации полученных решений соотносить ситуации с тремя выделенными.