logo search
lou-filosofsky_trening-2007

«Можно ли убивать мух?»

Леклерк на минуту замолчал, доедая очередную сосиску.

Леклерк: Ну что ж, в защиту положения о том, что аморально убивать и поедать животных, вы привели аргумент, который кажется чрезвычайно сильным. Но, честно говоря, ваш вывод абсурден.

Селби: Почему?

Леклерк: Вы считаете, что муравьи и мухи также претендуют на нравственное отношение с нашей стороны!

Селби: В действительности я ничего такого не говорила. Я не знаю, могут ли мухи быть счастливы или испытывать страдания. Поэтому мне неясно, можно ли их включать в сферу моральных отношений. Но когда речь идет о таком животном, как свинья, то совершенно очевидно, что она может страдать и испытывать счастье. Поэтому она заслуживает нравственного отношения.

Леклерк: В такой же степени, как и люди? Представьте, что четыре человека и одна свинья плывут в лодке. Питьевой воды хватает только для четырех. Кого они выкинут из лодки? Я совершенно уверен, что они выкинут свинью.

294

Селби: Да, я тоже так думаю. Я не считаю, что свиньи столь же важны, как люди. Их удовольствия и страдания гораздо менее существенны Поэтому свинью нужно выкинуть.

Леклерк: И правильно!

Селби: Относительно этого мы с вами согласны. Однако подумайте все же: почему можно выкинуть свинью?

Леклерк: Потому что она - свинья.

Селби: Это не основание. Точно так же какой-нибудь расист мог бы сказать: нужно выкинуть негра, потому что он - негр.

Леклерк: Хорошо. Тогда мы опять возвращаемся к тому, что свиньи не такие умные, как мы. У них не такой высокий уровень эмоциональных переживаний. У них нет представления о нравственном и безнравственном.

Селби: Ладно, ладно, я согласна. Но тогда допустим, что в лодке находятся пять человек, одним из которых является умственно неразвитый ребенок - из тех, о которых мы говорили выше. Кого в этом случае нужно выкинуть?

Леклерк: Этого я не знаю: все человеческие жизни равноценны. Может быть, им нужно бросить жребий?

Селби: Но ведь, согласно вашему собственному рассуждению, нужно выкинуть именно умственно неразвитого ребенка. Он, как и свинья, гораздо глупее нас.

Леклерк: Вы говорите как нацистка! Вы что, считаете, что этот бедный, несчастный ребенок с моральной точки зрения не лучше, чем свинья9

Селби: Я только указала на то, что это вытекает из ваших собственных рассуждений. На самом деле я хочу лишь подчеркнуть, что свиньи заслуживают морального отношения, хотя и не такого, как обычные люди, ибо люди, как вы совершенно справедливо заметили, морально, интеллектуально и эмоционально гораздо более развиты, чем свиньи.