Витгенштейн о семейном сходстве
Витгенштейн в своих «Философских исследованиях»* попытался приоткрыть завесу этой тайны. Он предположил, что философский поиск этих скрытых сущностей является совершенно безнадежным делом.
Взгляните на следующие лица.
* Русский перевод: Людвиг Витгенштейн. Философские работы. М., Гнозис, 1994, с. 75-319. - Примеч. пер.
124
Вы заметите между ними «семейное сходство». Все эти лица в какой-то мере похожи одно надругое. У некоторых — одинаковые острые подбородки. У некоторых — извилистые брови. Некоторые обладают большими ушами. Однако нет ни одной черты, которая была бы присуща всем лицам. Скорее, мы имеем здесьдело с пересекающимися рядами схода в, которые связывают все лица.
Витгенштейн предположил, что очень многие из наших понятий на самом деле представляют «семейное сходство» ряда понятий. Он иллюстрирует свою мысль на примере понятия «игра».
«Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем «играми». Я имею в виду игры на доске, игры в карты, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех? Не говори «В них должно быть что-то общее, иначе их не называли бы «играми», но присмотрись, нет ли чего-нибудь общего для них всех. Ведь, глядя на них, ты не видишь чего-то общего, присущего им всем, но замечаешь подобия, родство и притом целый ряд таких общих черт. Как уже говорилось: не думай, а смотри! Присмотрись, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. Все ли они развлекательны? Сравни шахматы с игрой в крестики и нолики. Во всех ли
125
играх есть выигрыш и проигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует. Посмотри, какую роль играют искусство и везение. И как различны искусность в шахматах и в теннисе. А подумай о хороводах! Здесь, конечно, есть элемент развлекательности, но как много других характерных черт исчезает...
А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их «семейными сходствами», ибо также накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д., и т.п. И я скажу, что «игры» образуют семью».*
Оба — и О'Корки, и Фокс — предполагают, что должна существовать какая-то особенность, присущая всем произведениям искусства, — то свойство, которое и делает их именно произведениями искусства. Многие философы искусства принимают это предположение. Вот, например, Клив Белл:
«Либо все произведения изобразительного искусства должны обладать каким-то общим свойством, либо когда мы говорим о «произведениях искусства», мы произносим нечто невразумительное... Должно существовать какое-то качество, без которого произведение искусства немыслимо... Что это за качество?» (Clive Bell, «Significant Form», in Nigel Warburton (ed.), Philosophy: Basic Readings (London: Routledge, 1999), p. 373.)
Но почему мы считаем, что должна существовать такая особенность? Почему, если такой особенности не существует, говорить о «произведениях искусства» значит произносить нечто невразумительное? Быть может, искусство также является понятием о семейном сходстве. Возможно, суще-
* Там же, с. 110—111. — Примеч. пер.
126
ствуют только пересекающиеся ряды сходств между npoизведениями искусства, как это происходит с играми. Может быть, наша неспособность схватить неуловимую, скрытую сущность искусства обусловлена не нашим невежеством, а ошибочным предположением, с которого мы начали, — предположением о том, что такая сущность существует. С точки зрения Витгенштейна, ощущение того, что нам никак не удается уловить сущность искусства, вызвано нашим предположением о том, что наши обыденные объяснения не способны выразить эту сущность. Это предположение, по мнению Витгенштейна, ошибочно, ибо скрытая сущность искусства есть не более чем философская иллюзия.
Конечно, понятие семейного сходства Витгенштейна применимо не только к существительным «игра» и "искусство". Мы видели, что аналогичные затруднения порождаются вопросами «Что такое знание?», «Что такое мужество?» и «Что такое справедливость?». Те же самые затруднения могут возникать даже при определении простых домашних вещей.
Попробуйте, например, дать философское определение существительному «стул». Вы очень быстро обнаружите, что это далеко не так просто, как вам казалось. Существуют cтулья с четырьмя ножками, с тремя и даже с одной ножкой. Имеются стулья со спинкой и без спинки. Есть стулья с подлокотниками и без них. Некоторые стулья предназначены для того, чтобы на них сидеть, но не все (некоторые вещи могут использоваться в качестве стульев и называться стульям:, хотя они никогда не предназначались для этой цели: можно представить себе, например, углубление в камне, пригодно: для сидения, которое вполне можно назвать стулом). В то же время далеко не всякая вещь, постоянно используемая для сидения, является стулом (удобно лежащее бревно вполне может использоваться для этой цели). Так что же такое стул? Какое существенное «нечто» необходимо присуще стульям и только им одним? Возможно, не существует такого "нечто" и «стул» является понятием о семейном сходстве.
127
- 5. В логовище релятивиста
- 6. Может ли машина мыслить?
- 7. Существует ли бог?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- 16. Тайна значения
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- 18. Странный мир чисел
- 19. Что такое знание?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- 21. Можно ли это есть?
- Введение
- Что такое философия?
- Применение философии к жизни
- Другие основания мыслить философски
- Как пользоваться этой книгой
- 1. Откуда появилась вселенная?
- Что вызвало Большой Взрыв?
- Был ли Большой Взрыв вызван Богом?
- Какова причина Бога?
- Где север у Северного полюса?
- Непостижимая тайна
- Заключение
- Какие главы читать дальше?
- 2. Чем плох гомосексуализм?
- Апелляция к Библии
- «Гомосексуальность неестественна»
- «Гомосексуализм грязен»
- «Гомосексуализм вреден и опасен»
- «Гомосексуализм развращает молодежь»
- «Гомосексуалисты неразборчивы и непостоянны»
- «Гомосексуалисты относятся друг к другу как к средству, а не цели»
- Гомосексуализм и «семейные ценности»
- Что читать дальше?
- 3. Изолированный мозг
- Мозг в сосуде
- Гипотезы «Мозг-в-сосуде»
- Другая гипотеза о мозге в сосуде
- Можно ли опровергнуть скептицизм? Ответ с точки зрения обыденного языка
- «Невидимый булыжник»
- Отказ от ответа
- Невероятная истина?
- Что читать дальше?
- 4. Возможны ли путешествия во времени?
- Машина времени Бассета
- Замедляющие пилюли
- Путешествие ограничено скоростью света
- Герберт Уэллс и машина времени
- «Прыжки во времени»
- Биография супермена и петли причинности
- Случай с терминатором
- Случай с Джоном Кеннеди
- Распространенный аргумент против путешествий во времени
- Фатализм и путаница относительно путешествий во времени
- Что читать дальше?
- Заключение
- 5. В логовище релятивиста
- Введение
- 1. Осуждение Олафом стерилизации жен шин
- 2. Зашита астрологии Великим магом
- Интересный и скучный релятивизм
- Инструменты мысли: интересный релятивизм против скучного
- Все ли истины относительны? Возражение Платона
- Моральный релятивизм
- Выступление против «тирании» традиционного логического и научного мышления
- Крушение релятивизма относительно разума
- Концептуальный релятивизм
- Является ли концептуальный релятивизм скучным?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 6. Может ли машина мыслить? Кимберли и Эмит
- Мысленный эксперимент Серля с китайской комнатой
- «Нужный материал»
- Искусственный мозг Эмита
- Замена нейронов у Кимберли
- Что читать дальше?
- 7. Существует ли бог?
- Оправдание веры в Бога
- Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)
- Естественный отбор
- Рычаги управления универсумом
- Средства мышления: лотерейная ошибка
- Проблема зла
- 1. Божье наказание
- 2. Бог дает нам свободу
- 3. Страдания делают нас добродетельными
- Орулия мысли: бритва Оккама — «делай проще!»
- Религиозный опыт
- Верование
- Не является ли атеизм также предметом «верования»?
- Верование, разум и Элвис Пресли
- Заключение
- Что читать дальше
- 8. Удивительные рассуждения рационального дантиста
- У дантиста
- Личное сознание
- Рассуждение по аналогии
- Проблема с аргументом по аналогии
- Скептицизм по поводу других сознаний
- Орудия мысли: как нельзя отвечать скептику
- Рационален дантист или просто безумен?
- 1. Защита аргумента по аналогии
- 2. Подход логического бихевиориста
- Атака зомби
- Заключение
- Что читать дальше?
- 9. Неужели это искусство?
- Что такое произведение искусства?
- Орулия мысли: поиск необхолимых и достаточных условий
- Метод контрпримеров
- Сократ и метод контрпримеров
- Витгенштейн о семейном сходстве
- Можно ли искусство определить формулой?
- Институциональная теория
- Критика институциональной теории
- «Игра в определения»
- Что читать дальше?
- 10. Возможна ли нравственность без бога и религии?
- Аргумент в защиту существования Бога
- Опровержение распространенного аргумента Платоном
- Реплика: «Но Бог есть добро!»
- Аргумент: наставление нуждается в наставнике
- Опровержение аргумента о наставнике
- Будем ли мы добрыми без Бога?
- Зависит ли моральное знание от религии?
- Что читать дальше?
- Заключение
- 11. Является ли креационизм научным?
- Креационизм против ортодоксальной науки
- Как креационисты защищают свою теорию
- Фальсификационизм
- Фальсификационистская критика креационизма
- Ответ креационистов
- Всякое ли изменение ad hoc недопустимо?
- Не являются ли кошки секретными агентами марсиан?
- Подтверждение
- Находит ли креационизм строгое подтверждение?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 12. Проектируемые дети
- Выбор пола
- Ум и здоровье
- Не слишком ли велик риск?
- Синдром сконструированного ребенка
- Евгеника и нацизм
- Бессмертие
- Выделение нового класса
- Что читать дальше?
- 13. Загадка сознания
- Сфера личного сознания
- Что переживает летучая мышь?
- Две конкурирующие теории сознания
- Субстанции и свойства
- Аргумент против дуализма
- Мэри в черно-белой комнате
- Пробел в объяснении
- Аналогия с жизнью
- Заключение: тайна
- Орудия мысли: ошибка замаскированного человека
- Что читать дальше?
- 14. Почему мы ожидаем, что солнце завтра взойдет?
- Абсурдный вывод?
- Орудия мысли: индуктивное и дедуктивное рассуждение
- 1. Дедуктивные умозаключения
- 2. Индуктивные умозаключения
- Почему индукция важна?
- Неоправданное предположение
- Проблема круга
- «Однако индукция работает, не так ли?»
- Поразительный вывод
- Объяснение нашей веры Юмом
- Орудия мысли: основания и причины — два способа объяснить, почему люди во что-то верят
- Заключение
- Что читать дальше?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- Дивни защищается
- Строгий детерминизм
- Моральная ответственность
- Чувство свободы
- Позиция совместимости
- Проблема для точки зрения совместимости
- Учение о свободе воли: сверхъестественная душа
- Другая индетерминистская позиция
- Приговор
- Заключение
- Что читать дальше?
- 16. Тайна значения
- Откуда берется значение?
- Я счастлив.
- Значение как «внутренний» процесс
- Теория значения Локка
- Как выбрать «красный» объект
- Распространенное истолкование
- Аргумент 1: как выбрать правильный внутренний объект?
- Аргумент 2: как получает свое значение внутренний объект?
- Движение по кругу
- Значение и употребление
- Что читать дальше?
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- Случай с Джоди и Мэри
- Утилитарный подход
- Случай с трансплантацией
- Орулия мысли: принцип утилитаризма
- Возможные следствия
- Случай с космонавтами
- Пример с подводной лодкой
- Исключения из правила «Не убий»
- Почему врачи Манчестера не обязательно являются утилитаристами
- Уважение обоих множеств моральных интуиций
- Трудный вопрос
- Приложение: можно ли было не считаться с решением родителей?
- Что читать дальше?
- 18. Странный мир чисел
- Облицовка кафелем ванной
- Конвенционализм
- Математические факты
- Два вида истин
- Странный мир чисел
- Почему наши ощущения не могут подтвердить математических утверждений?
- Почему математика не может быть чем-то «внешним»
- Математическая «интуиция» и решение Платона
- Почему математика должна быть чем-то «внешним»
- Орудия мысли: рационализм — эмпиризм
- Заключение
- Что читать дальше?
- 19. Что такое знание?
- Ответ Платона
- Степень обоснованности
- Проблема регресса
- Орудия мысли: сами себя обосновывающие убеждения
- Орудия мысли: возражение Геттиера против теории Платона
- По какой причине Джим верит в то, что на столе лежит апельсин?
- Похож ли человек на термометр?
- Знание о динозаврах
- Решение проблемы регресса
- Орудия мысли: разъяснение примера с фиолетовым «порше»
- Случай с телепатом Сарой
- Что читать дальше?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- Как мы устанавливаем аморальность?
- Вывод о безнравственности
- Сущее и должное
- Головоломка
- Решение Юма
- Джордж Мур и «интуиция»
- Три варианта очковой модели
- Почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность
- Почему безнравственность похожа на округлость?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 21. Можно ли это есть?
- Питание людей
- «Животные глупы»
- «Большинство людей считают нравственно оправданным есть мясо»
- «Животных как раз и разводят для получения пиши»
- «Нам требуется мясо»
- «Для нас естественно есть мясо»
- «Но ведь животные едят животных»
- «Способность быть потенциально нормальным»
- «Можно ли убивать мух?»
- «У животных нет души»
- Ханжеский ответ
- Заключение
- Что читать дальше?
- 22. Пересалка мозга, «телепортация» и загадка персонального тождества
- Биологическая теория
- Случай пересадки мозга
- Проблема для биологической теории
- Мозговая теория
- Мозговой транслятор
- Орудия мысли: философия и научная фантастика
- Теория потока
- Создание двух «я»
- Орулия мысли: смешение двух видов «идентичности»
- Дополнение теории потока
- Удваивающая пушка
- Загадка
- Что читать дальше?
- 23. Чудеса и сверхъестественное
- Визит к телепату
- В каком смысле «происходят чудеса»
- Сверхъестественные чудеса
- Наша тяга к чудесному
- Жульничество
- Техника «телепата»
- Орудия мысли: Умный Ганс
- Самообман и власть внушения
- Чудеса и Бог
- Один из главных аргументов Юма против существования чудес
- Что читатьдальше?
- Заключение
- 24. Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях
- 1. «После этого, значит, по причине этого» (ошибка суеверия)
- 2. Аргумент от авторитета
- 3. Соскальзывание
- 4. Ложная дилемма (уловка продавца)
- 5. Стремиться только к подтверждениям (излюбленная уловка всех политиков)
- 6. Ошибка картежника
- 7. Круг в обосновании (известен также как «предвосхищение основания»)
- 8. Ошибка утверждения следствия
- 25. Семь парадоксов
- Парадокс 1: истину или ложь высказывает человек?
- Парадокс 2: парадокс сорита
- Песочница Дженни
- Лысина Боба
- Парадокс 3: хвастливый цирюльник
- Парадокс 4: Ахиллес и черепаха
- Парадокс 5: вороны
- Парадокс 7: «Санта Клаус не существует»
- Общий совет для решения парадоксов
- Парадокс 1
- Парадокс 2
- Парадокс 3
- Парадокс 4
- Парадокс 5
- Парадокс 6
- Парадокс 7
- Содержание
- 170002, Россия, г. Тверь, пр. Чайковского, 27/32
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.