logo
lou-filosofsky_trening-2007

Орулия мысли: поиск необхолимых и достаточных условий

Пытаясь ответить на вопрос «Что такое искусство?», мы ишем некоторое опрелеление. Вот три примера определений того вида, который я имею в виду:

Необходимо, что нечто является лисой тогда, и только тогда, когда оно является лисьей самкой.

Необходимо, что некто является братом тогда, и только тогда, когда он является ребенком мужского пола среди нескольких детей одних родителей.

Необходимо, что нечто является треугольником тогда, и только тогда, когда оно является трехсторонней плоской фигурой.

Это весьма необычные определения. Каждое из них указывает на те черты (или совокупность черт), которыми должны обладать все определяемые предметы, и только они, причем не в какой-то конкретной ситуации, а во всех возможных ситуациях. Например, в любой возможной ситуации только треугольник имеет три стороны и является плоской фигурой.

Нам нужно похожее определение искусства. Мы хотим продолжить следующее утверждение:

Необходимо, что нечто является произведением искусства тогда, и только тогда, когда...

Таким образом, нас не удовлетворит такое определение произведения искусства, которое просто ссылается на несколько примеров таких произведений. И нельзя ограничиться указанием одного или нескольких свойств, которыми в силу случайных исторических обстоятельств действительно обладают некоторые произведения искусства.

Мы хотим знать, что для них существенно. Мы хотим знать, что будет верно для всех произведений искусства и только

121

для них во всех возможных ситуаииях. Выражаясь точнее, можно было бы сказать: нам нужно указать такие черты, обладание которыми и необхолимо, и лостаточно для того, чтобы предмет можно было назвать произведением искусства. Такие определения я называю философскими определениями.