logo
lou-filosofsky_trening-2007

Исключения из правила «Не убий»

Священник утверждал, что убивать никогда нельзя, независимо оттого, что это может служить добру. Случай с пересадкой органов он использовал для обоснования своей позиции.

Но что сказал бы этот священник в случае с космонавтами или с подводной лодкой? Продолжал бы он настаивать на том, что лучше позволить умереть миллионам людей, чем уничтожить лодку с ее экипажем? Сказал бы он, что лучше оставить умереть от удушья обоих космонавтов? Это единственное, что остается тем, кто продолжает настаивать, что Божья заповедь «Не убий» не допускает исключений.

Однако трудно согласиться с такой крайней позицией. Неужели Бог действительно хотел бы, чтобы мы позволили умереть обоим космонавтам?

Если же признать, что в случае с космонавтами допустимо убить одного ради спасения жизни другого, то тогда становится непонятно, чем отличается случай с Мэри и Джоди. Во всяком случае, для меня случай с близнецами, по существу, не отличается от случая с космонавтами.

Люди, убежденные в том, что Божьи заповеди не допускают никаких исключений, могут заупрямиться и продолжать настаивать на том, что убивать нельзя даже в том случае, когда тем самым можно спасти миллионы жизней. Они могут сослаться на то, что физическая смерть — это еще не конец. Эта мысль была высказана некоторыми комментаторами, обсуждавшими случай с близнецами. Они подчеркивали, что нет никакой жестокости в том, чтобы, следуя Божьей заповеди, позволить обеим девочкам умереть, ибо их ожидает вечная жизнь с Богом.

237

Некоторым может показаться привлекательной такая защита утверждения о том, что следует позволить умереть обеим девочкам. Но для того чтобы такая защита была рациональной, нам нужно привести надежные основания в пользу предположения о том, что нас действительно ожидает вечная жизнь. Нельзя просто провозглашать, что такая жизнь нас ожидает. Но совершенно неясно, имеются ли вообще такие основания.