Мысленный эксперимент Серля с китайской комнатой
Кимберли объясняет, почему она считает, что у Эмита отсутствует понимание. Она излагает известный философский мысленный эксперимент.
Кимберли: Ты не понимаешь потому, что действуешь как компьютер, а компьютер ничего не понимает. Компьютер, в сущности, есть средство для игры с символами. В него вводят последовательности символов. В зависимости от того, как он запрограммирован, компьютер в ответ выдает другие последовательности символов. В конце концов, это все, что делает любой компьютер, независимо от его сложности.
Эмит: Неужели?
Кимберли: Да. Мы создаем компьютеры для автоматического управления полетом самолетов, для организации системы железнодорожных перевозок и т.д. Но компьютер, управляющий полетом самолета, не понимает, что он летит. Он просто выдает последовательности символов в ответ на те последовательности, которые в него вводят. Он не понимает, что вводимые в него последовательности символов представляют силу ветра, количество горючего в баках и т.п. И он не понимает, что выдаваемые им последовательности символов контролируют работу элеронов, рулевого управления или двигателя. Компьютер занят лишь тем, что механически комбинирует символы согласно вложенной в него программе. Для компьютера эти символы ничего не означают.
Эмит: Вы в этом уверены?
Кимберли: Вполне. Сейчас я тебе это докажу. Я расскажу тебе о мысленном эксперименте, который придумал философ Джон Серл в 1980 году. Представь себе, что некую женщину сажают в комнату и дают ей набор карточек, на которых изображены какие-то значки. На самом деле эти значки являются китайскими иероглифами. Но женщина,
81
сидящая в комнате, не знает китайского языка, она думает, что эти значки не имеют никакого смысла. Затем ей дают другой набор китайских иероглифов и инструкцию, говорящую ей о том, каким образом нужно комбинировать символы и выдавать наборы символов в ответ на предъявляемые ей наборы символов. Эмит: Прекрасная история! Но в чем смысл всей этой игры с символами?
Кимберли: Первый набор карточек рассказывает историю на китайском языке. Второй набор содержит вопросы относительно этой истории. Инструкция для комбинирования символов - ее «программа», позволяющая этой женщине давать правильные ответы на эти вопросы.
Эмит: Как это делал бы китаец.
Кимберли: Вот именно! Пусть люди, находящиеся за пределами комнаты, являются китайцами. Они вполне могут подумать, что находящаяся в комнате женщина понимает китайский язык и знакома с рассказанной историей, верно?
Эмит: Да.
Кимберли: Но ведь в действительности женщина, сидящая в комнате, не понимает китайского языка, так ведь?
Эмит: Конечно, не понимает.
82
Кимберли: Она ничего не знает о рассказанной истории. Она не знает даже, что здесь есть история. Она просто комбинирует формальные символы согласно данной ей инструкции. Называя эти символы «формальными», я имею в виду, что для нее совершенно не важно, какое значение они могли бы иметь. Она просто механически комбинирует их в соответствии с их внешним видом. Она делает то, что могла бы делать машина.
Эмит: Понимаю. Вы считаете, что так обстоит дело со всеми компьютерами? Что они ничего не понимают?
Кимберли: Да, так считает Серл. В лучшем случае они имитируют понимание.
Эмит: Вы полагаете, что это верно и для меня?
Кимберли: Несомненно. Все компьютеры независимо от их сложности функционируют одинаково. Они не понимают тех символов, которые механически комбинируют. Они ничего не понимают.
Эмит: Поэтому вы считаете, что и я ничего не понимаю?
Кимберли: Да. У тебя лишь очень сложный механизм для комбинирования символов, которых ты не понимаешь. Ты способен лишь на очень совершенную компьютерную имитацию того человека, который действительно понимает.
Эмит: Странно. Я думаю, что понимаю.
Кимберли: Ты говоришь так потому, что ты очень хороший имитатор!
Конечно, Эмит является гораздо более сложным, чем любой современный компьютер. Тем не менее, считает Кимберли, его работа основывается на тех же самых базисных принципах. Если она права, то, согласно Серлю, Эмит действительно ничего не понимает.
- 5. В логовище релятивиста
- 6. Может ли машина мыслить?
- 7. Существует ли бог?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- 16. Тайна значения
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- 18. Странный мир чисел
- 19. Что такое знание?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- 21. Можно ли это есть?
- Введение
- Что такое философия?
- Применение философии к жизни
- Другие основания мыслить философски
- Как пользоваться этой книгой
- 1. Откуда появилась вселенная?
- Что вызвало Большой Взрыв?
- Был ли Большой Взрыв вызван Богом?
- Какова причина Бога?
- Где север у Северного полюса?
- Непостижимая тайна
- Заключение
- Какие главы читать дальше?
- 2. Чем плох гомосексуализм?
- Апелляция к Библии
- «Гомосексуальность неестественна»
- «Гомосексуализм грязен»
- «Гомосексуализм вреден и опасен»
- «Гомосексуализм развращает молодежь»
- «Гомосексуалисты неразборчивы и непостоянны»
- «Гомосексуалисты относятся друг к другу как к средству, а не цели»
- Гомосексуализм и «семейные ценности»
- Что читать дальше?
- 3. Изолированный мозг
- Мозг в сосуде
- Гипотезы «Мозг-в-сосуде»
- Другая гипотеза о мозге в сосуде
- Можно ли опровергнуть скептицизм? Ответ с точки зрения обыденного языка
- «Невидимый булыжник»
- Отказ от ответа
- Невероятная истина?
- Что читать дальше?
- 4. Возможны ли путешествия во времени?
- Машина времени Бассета
- Замедляющие пилюли
- Путешествие ограничено скоростью света
- Герберт Уэллс и машина времени
- «Прыжки во времени»
- Биография супермена и петли причинности
- Случай с терминатором
- Случай с Джоном Кеннеди
- Распространенный аргумент против путешествий во времени
- Фатализм и путаница относительно путешествий во времени
- Что читать дальше?
- Заключение
- 5. В логовище релятивиста
- Введение
- 1. Осуждение Олафом стерилизации жен шин
- 2. Зашита астрологии Великим магом
- Интересный и скучный релятивизм
- Инструменты мысли: интересный релятивизм против скучного
- Все ли истины относительны? Возражение Платона
- Моральный релятивизм
- Выступление против «тирании» традиционного логического и научного мышления
- Крушение релятивизма относительно разума
- Концептуальный релятивизм
- Является ли концептуальный релятивизм скучным?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 6. Может ли машина мыслить? Кимберли и Эмит
- Мысленный эксперимент Серля с китайской комнатой
- «Нужный материал»
- Искусственный мозг Эмита
- Замена нейронов у Кимберли
- Что читать дальше?
- 7. Существует ли бог?
- Оправдание веры в Бога
- Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)
- Естественный отбор
- Рычаги управления универсумом
- Средства мышления: лотерейная ошибка
- Проблема зла
- 1. Божье наказание
- 2. Бог дает нам свободу
- 3. Страдания делают нас добродетельными
- Орулия мысли: бритва Оккама — «делай проще!»
- Религиозный опыт
- Верование
- Не является ли атеизм также предметом «верования»?
- Верование, разум и Элвис Пресли
- Заключение
- Что читать дальше
- 8. Удивительные рассуждения рационального дантиста
- У дантиста
- Личное сознание
- Рассуждение по аналогии
- Проблема с аргументом по аналогии
- Скептицизм по поводу других сознаний
- Орудия мысли: как нельзя отвечать скептику
- Рационален дантист или просто безумен?
- 1. Защита аргумента по аналогии
- 2. Подход логического бихевиориста
- Атака зомби
- Заключение
- Что читать дальше?
- 9. Неужели это искусство?
- Что такое произведение искусства?
- Орулия мысли: поиск необхолимых и достаточных условий
- Метод контрпримеров
- Сократ и метод контрпримеров
- Витгенштейн о семейном сходстве
- Можно ли искусство определить формулой?
- Институциональная теория
- Критика институциональной теории
- «Игра в определения»
- Что читать дальше?
- 10. Возможна ли нравственность без бога и религии?
- Аргумент в защиту существования Бога
- Опровержение распространенного аргумента Платоном
- Реплика: «Но Бог есть добро!»
- Аргумент: наставление нуждается в наставнике
- Опровержение аргумента о наставнике
- Будем ли мы добрыми без Бога?
- Зависит ли моральное знание от религии?
- Что читать дальше?
- Заключение
- 11. Является ли креационизм научным?
- Креационизм против ортодоксальной науки
- Как креационисты защищают свою теорию
- Фальсификационизм
- Фальсификационистская критика креационизма
- Ответ креационистов
- Всякое ли изменение ad hoc недопустимо?
- Не являются ли кошки секретными агентами марсиан?
- Подтверждение
- Находит ли креационизм строгое подтверждение?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 12. Проектируемые дети
- Выбор пола
- Ум и здоровье
- Не слишком ли велик риск?
- Синдром сконструированного ребенка
- Евгеника и нацизм
- Бессмертие
- Выделение нового класса
- Что читать дальше?
- 13. Загадка сознания
- Сфера личного сознания
- Что переживает летучая мышь?
- Две конкурирующие теории сознания
- Субстанции и свойства
- Аргумент против дуализма
- Мэри в черно-белой комнате
- Пробел в объяснении
- Аналогия с жизнью
- Заключение: тайна
- Орудия мысли: ошибка замаскированного человека
- Что читать дальше?
- 14. Почему мы ожидаем, что солнце завтра взойдет?
- Абсурдный вывод?
- Орудия мысли: индуктивное и дедуктивное рассуждение
- 1. Дедуктивные умозаключения
- 2. Индуктивные умозаключения
- Почему индукция важна?
- Неоправданное предположение
- Проблема круга
- «Однако индукция работает, не так ли?»
- Поразительный вывод
- Объяснение нашей веры Юмом
- Орудия мысли: основания и причины — два способа объяснить, почему люди во что-то верят
- Заключение
- Что читать дальше?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- Дивни защищается
- Строгий детерминизм
- Моральная ответственность
- Чувство свободы
- Позиция совместимости
- Проблема для точки зрения совместимости
- Учение о свободе воли: сверхъестественная душа
- Другая индетерминистская позиция
- Приговор
- Заключение
- Что читать дальше?
- 16. Тайна значения
- Откуда берется значение?
- Я счастлив.
- Значение как «внутренний» процесс
- Теория значения Локка
- Как выбрать «красный» объект
- Распространенное истолкование
- Аргумент 1: как выбрать правильный внутренний объект?
- Аргумент 2: как получает свое значение внутренний объект?
- Движение по кругу
- Значение и употребление
- Что читать дальше?
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- Случай с Джоди и Мэри
- Утилитарный подход
- Случай с трансплантацией
- Орулия мысли: принцип утилитаризма
- Возможные следствия
- Случай с космонавтами
- Пример с подводной лодкой
- Исключения из правила «Не убий»
- Почему врачи Манчестера не обязательно являются утилитаристами
- Уважение обоих множеств моральных интуиций
- Трудный вопрос
- Приложение: можно ли было не считаться с решением родителей?
- Что читать дальше?
- 18. Странный мир чисел
- Облицовка кафелем ванной
- Конвенционализм
- Математические факты
- Два вида истин
- Странный мир чисел
- Почему наши ощущения не могут подтвердить математических утверждений?
- Почему математика не может быть чем-то «внешним»
- Математическая «интуиция» и решение Платона
- Почему математика должна быть чем-то «внешним»
- Орудия мысли: рационализм — эмпиризм
- Заключение
- Что читать дальше?
- 19. Что такое знание?
- Ответ Платона
- Степень обоснованности
- Проблема регресса
- Орудия мысли: сами себя обосновывающие убеждения
- Орудия мысли: возражение Геттиера против теории Платона
- По какой причине Джим верит в то, что на столе лежит апельсин?
- Похож ли человек на термометр?
- Знание о динозаврах
- Решение проблемы регресса
- Орудия мысли: разъяснение примера с фиолетовым «порше»
- Случай с телепатом Сарой
- Что читать дальше?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- Как мы устанавливаем аморальность?
- Вывод о безнравственности
- Сущее и должное
- Головоломка
- Решение Юма
- Джордж Мур и «интуиция»
- Три варианта очковой модели
- Почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность
- Почему безнравственность похожа на округлость?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 21. Можно ли это есть?
- Питание людей
- «Животные глупы»
- «Большинство людей считают нравственно оправданным есть мясо»
- «Животных как раз и разводят для получения пиши»
- «Нам требуется мясо»
- «Для нас естественно есть мясо»
- «Но ведь животные едят животных»
- «Способность быть потенциально нормальным»
- «Можно ли убивать мух?»
- «У животных нет души»
- Ханжеский ответ
- Заключение
- Что читать дальше?
- 22. Пересалка мозга, «телепортация» и загадка персонального тождества
- Биологическая теория
- Случай пересадки мозга
- Проблема для биологической теории
- Мозговая теория
- Мозговой транслятор
- Орудия мысли: философия и научная фантастика
- Теория потока
- Создание двух «я»
- Орулия мысли: смешение двух видов «идентичности»
- Дополнение теории потока
- Удваивающая пушка
- Загадка
- Что читать дальше?
- 23. Чудеса и сверхъестественное
- Визит к телепату
- В каком смысле «происходят чудеса»
- Сверхъестественные чудеса
- Наша тяга к чудесному
- Жульничество
- Техника «телепата»
- Орудия мысли: Умный Ганс
- Самообман и власть внушения
- Чудеса и Бог
- Один из главных аргументов Юма против существования чудес
- Что читатьдальше?
- Заключение
- 24. Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях
- 1. «После этого, значит, по причине этого» (ошибка суеверия)
- 2. Аргумент от авторитета
- 3. Соскальзывание
- 4. Ложная дилемма (уловка продавца)
- 5. Стремиться только к подтверждениям (излюбленная уловка всех политиков)
- 6. Ошибка картежника
- 7. Круг в обосновании (известен также как «предвосхищение основания»)
- 8. Ошибка утверждения следствия
- 25. Семь парадоксов
- Парадокс 1: истину или ложь высказывает человек?
- Парадокс 2: парадокс сорита
- Песочница Дженни
- Лысина Боба
- Парадокс 3: хвастливый цирюльник
- Парадокс 4: Ахиллес и черепаха
- Парадокс 5: вороны
- Парадокс 7: «Санта Клаус не существует»
- Общий совет для решения парадоксов
- Парадокс 1
- Парадокс 2
- Парадокс 3
- Парадокс 4
- Парадокс 5
- Парадокс 6
- Парадокс 7
- Содержание
- 170002, Россия, г. Тверь, пр. Чайковского, 27/32
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.