logo
lou-filosofsky_trening-2007

Фальсификационистская критика креационизма

Некоторые фальсификационисты критиковали креационизм, указывая на то, что его нельзя фальсифицировать и что поэтому он не является наукой. Является ли эта критика убедительной?

Заметим прежде всего, что креационизм никогда не был сформулирован достаточно точно: трудно сказать, что можно надеяться увидеть, если признать креационизм верным. Уже вследствие одного этого обстоятельства креационизм трудно фальсифицировать.

Во-вторых, метод креационистов заключается не в том, чтобы проверить свою теорию с целью фальсификации. Скорее, вся их энергия направлена на то, чтобы защитить креационизм от критики и фальсификации. К базисной креационистской теории постоянно добавляются новые элементы, чтобы истолковать те эмпирические данные, которые кажутся противоречащими этой теории.

Например, когда в слоях, содержащих кости динозавров, не находили останков человека, креационисты объясняли это тем, что Бог стер все знаки существования людей: «Наказывая людей за грехи, Он уничтожил все следы их пребывания на Земле».

Короче говоря, все открытия, которые могли бы фальсифицировать креационизм, его защитники с изрядной долей изобретательности истолковывают таким образом, что они оказываются совместимыми с креационизмом. В базисную креационистскую теорию постоянно вносятся исправления и добавления, как это было с гипотезой о том, что Бог унич-

155

тожил все следы пребывания людей на Земле, или же креационисты оспаривают достоверность противоречащих их теории «фактов».

Именно в этом, с точки зрения фальсификационизма, заключается принципиальное различие между методом креационизма и методом науки. Усилия креационистов почти целиком направлены лишь на изобретение способов защиты их теории от фальсификации. Независимо от того, готовы ли мы принять фальсификационизм в качестве общей теории развития науки, такой метод креационистов едва ли можно приветствовать.