Будем ли мы добрыми без Бога?
Обратимся теперь к несколько иному рассуждению. Теперь миссис Шнаппер предполагает не то, что не может существовать добра без Бога, но что мы не будем добрыми без Бога.
Миссис Ш.: Возможно, ты прав. Может быть, мораль атеистов не более относительна и произвольна, чем мораль верующих. Однако если бы не было Бога, то у нас не было бы никаких реальных мотивов вести себя нравственно. Нам не нужно было бы беспокоиться о том, чтобы быть хорошими, если бы мы не верили в Бога.
Мистер Ш.: Почему?
Миссис Ш.: Потому что именно страх божественного осуждения и наказания удерживает нас от дурных поступков. Если мы не верим в Бога, то исчезают все причины вести себя хорошо. Вот поэтому-то мы и должны отдать Тома в религиозную школу.
Многие согласятся с миссис Шнаппер относительно того, что если бы люди не верили в Бога, то вряд ли бы они вели себя нравственно. Например, Вольтер (1694—1778) не разрешал своим друзьям рассуждать об атеизме в присутствии его слуг, говоря: «Я хочу, чтобы мой юрист, портной, мои слуги и даже моя жена верили в Бога. Тогда они меньше бы меня обкрадывали».
Но верно ли утверждение о том, что если бы мы не верили в Бога, то стали бы вести себя безнравственно? В наши дни многие считают себя атеистами. Тем не менее эти атеисты по большей части ведут себя вполне нравственно.
И мистер Шнаппер теперь доказывает, что очень трудно защитить ту точку зрения, что верующие гораздо более нравственны, чем неверующие.*
* Между прочим, статистика свидетельствует о том, что в Соединенных Штатах среди граждан, отбывающих наказание в тюрьмах, верующих в 40 раз больше, чем неверующих. Конечно, эта статистика не доказывает, будто религиозная вера является причиной противоправного поведения. Вера в Бога является более распространенной среди малоимущих слоев населения, у которых гораздо больше шансов оказаться в тюрьме. — Примеч. автора.
142
Мистер Ш. Хотя среди верующих много бескорыстных и великодушных людей, среди них немало также корыстолюбцев и мошенников. Существует бесчисленное множество примеров, когда во имя Бога совершались зверские и аморальные деяния, начиная с крестовых походов, испанской инквизиции и кончая разрушением Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Религиозная вера, как мне пред. ставляется, содействует как нравственному, так и безнравственному поведению.
Миссис Ш.: Возможно.
Как далее указывает мистер Шнаппер, тех людей, которые ведут себя нравственно под влиянием главным образом страха наказания, нельзя оценивать слишком высоко с точки зрения морали.
Мистер Ш.: Тот, кто поступает нравственно не под страхом наказания, а из уважения и расположения к другим людям, является, безусловно, гораздо более нравственным человеком, нежели тот, кто действует только под страхом наказания. Таким образом, если, как ты говоришь, верующие поступают хорошо только под влиянием страха наказания, то они гораздо менее нравственны, чем неверующие, которые руководствуются чувством уважения к другим людям.
Миссис Шнаппер готова согласиться с тем, что того, кто действует под влиянием страха, нельзя назвать высоконравственным человеком.
Миссис Ш.: Возможно, ты прав. Но ведь не все верующие поступают правильно под влиянием страха наказания? Твое замечание относится только к тем, кто в отсутствие страха вел бы себя иначе.
Мистер Ш.: Да, это так.
Миссис Ш.: Допустим, я согласна с тем, что многие атеисты ведут себя нравственно, может быть, даже более нравственно, чем многие верующие. Однако это объясняется только тем, что они были воспитаны в рамках культуры, которая имеет или до недавнего времени имела сильную религиозную традицию. Этические воззрения атеистов -
143
осознают они это или нет - восходят к религиозной традиции. И если религия приходит в упадок, неизбежным результатом этого будет нравственный хаос. Первое атеистическое поколение может быть не особенно безнравственным. Но такими станут второе и третье поколения.
Мистер Ш.: Интересное предположение. Однако ты не привела ни малейших оснований в его подтверждение.
Миссис Ш.: Да, пока еще нет.
Мистер Ш.: Ты не только не привела никаких оснований в обоснование истинности этого предположения, но сделала для меня совершенно очевидным, что оно не истинно.
Миссис Ш.: Как это?
Мистер Ш.: Но ведь существовали культуры с высокой нравственностью, в которых либо не было религии, либо была такая религия, которая не занималась нравственностью.
Миссис Ш.: Например?
Мистер Ш.: Древние греки. Конечно, они не были совершенными. У них существовало рабство. Но оно существовало и в чрезвычайно религиозных южных штатах Америки. Древние греки очень хорошо разбирались в вопросах нравственности. Их моральный кодекс весьма напоминал наш собственный. Они также осуждали убийство, воровство и т.п. Древняя Греция была весьма цивилизованным местом для жизни. Тем не менее их религия не особенно интересовалась тем, чтобы устанавливать нормы нравственности так, как это делаем мы. Ты не найдешь у Зевса и других греческих богов каких-либо нравственных предписаний.
Миссис Ш.: Интересно.
Мистер Ш.: В Древней Греции религия и мораль далеко отстояли друг от друга. Поэтому существовали подлинные цивилизации - высокоразвитые в нравственном отношении, - которые очень хорошо обходились без религиозного обоснования морали.
Миссис Ш.: Может быть, это верно.
Мистер Ш.: Тогда зачем посылать Тома в религиозную школу? Ведь твое утверждение о том, что без морали, опирающейся на религию, цивилизация неизбежно должна погибнуть, не выдерживает критики.
144
Поскольку в большинстве обществ, которые мы назвали
бы цивилизованными, существует (или существовала до недавнего времени) морализирующая религия, постольку многие делают отсюда вывод, что морализирующая религия валяется необходимым условием и нравственности, и цивилизации. Если отомрет морализирующая религия, то неизбежно рухнут нравственность и цивилизация.
Однако тот факт, что в некоторых цивилизациях существовала морализирующая религия, не может служить основанием для утверждения, будто такие религии необходимы для существования всех цивилизаций. В конце концов, в большинстве цивилизованных стран имеются бассейны для плавания однако никто не стал бы на этом основании утверждать, что без таких бассейнов цивилизация разрушилась бы.
Верно, между наличием бассейнов и нравственностью не существует той очевидной связи, которая существует между моралью и религией. Однако, как указал мистер Шнаппер, религии некоторых высокоразвитых цивилизаций, включая цивилизации Древнего Рима и Древней Греции, не занимались установлением нравственных норм. Еще более интересным представляется то обстоятельство, что когда религии начинают учить нравственности, то все они устанавливают приблизительно один и тот же моральный кодекс, несмотря на то, что могут далеко расходиться в других отношениях. Все это приводит к мысли о том, что не нравственность и цивилизация не могут существовать без морализирующей религии, а напротив, морализирующая религия отображает ту нравственность, которая уже существует и проявляется в любом случае. По-видимому, существует более или менее универсальный моральный кодекс, включающий, например, запрещение убийства и воровства, к которому приходят все люди. Когда появляется религия, она не оспаривает этого фундаментального кодекса, а только систематизирует его и добавляет к нему некоторые собственные тонкости (например, запрещение потреблять некоторые продукты).
Дэниэл П. Мэлони, которого мы цитировали в начале этой главы, смело утверждает, что мораль атеистов являет-
145
ся паразитической по отношению к религиозной морали (и иудео-христианской в том числе). Фактически же дело обстоит как раз наоборот в конечном счете именно религиозная мораль оказывается паразитической по отношению к нерелигиозной морали.
- 5. В логовище релятивиста
- 6. Может ли машина мыслить?
- 7. Существует ли бог?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- 16. Тайна значения
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- 18. Странный мир чисел
- 19. Что такое знание?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- 21. Можно ли это есть?
- Введение
- Что такое философия?
- Применение философии к жизни
- Другие основания мыслить философски
- Как пользоваться этой книгой
- 1. Откуда появилась вселенная?
- Что вызвало Большой Взрыв?
- Был ли Большой Взрыв вызван Богом?
- Какова причина Бога?
- Где север у Северного полюса?
- Непостижимая тайна
- Заключение
- Какие главы читать дальше?
- 2. Чем плох гомосексуализм?
- Апелляция к Библии
- «Гомосексуальность неестественна»
- «Гомосексуализм грязен»
- «Гомосексуализм вреден и опасен»
- «Гомосексуализм развращает молодежь»
- «Гомосексуалисты неразборчивы и непостоянны»
- «Гомосексуалисты относятся друг к другу как к средству, а не цели»
- Гомосексуализм и «семейные ценности»
- Что читать дальше?
- 3. Изолированный мозг
- Мозг в сосуде
- Гипотезы «Мозг-в-сосуде»
- Другая гипотеза о мозге в сосуде
- Можно ли опровергнуть скептицизм? Ответ с точки зрения обыденного языка
- «Невидимый булыжник»
- Отказ от ответа
- Невероятная истина?
- Что читать дальше?
- 4. Возможны ли путешествия во времени?
- Машина времени Бассета
- Замедляющие пилюли
- Путешествие ограничено скоростью света
- Герберт Уэллс и машина времени
- «Прыжки во времени»
- Биография супермена и петли причинности
- Случай с терминатором
- Случай с Джоном Кеннеди
- Распространенный аргумент против путешествий во времени
- Фатализм и путаница относительно путешествий во времени
- Что читать дальше?
- Заключение
- 5. В логовище релятивиста
- Введение
- 1. Осуждение Олафом стерилизации жен шин
- 2. Зашита астрологии Великим магом
- Интересный и скучный релятивизм
- Инструменты мысли: интересный релятивизм против скучного
- Все ли истины относительны? Возражение Платона
- Моральный релятивизм
- Выступление против «тирании» традиционного логического и научного мышления
- Крушение релятивизма относительно разума
- Концептуальный релятивизм
- Является ли концептуальный релятивизм скучным?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 6. Может ли машина мыслить? Кимберли и Эмит
- Мысленный эксперимент Серля с китайской комнатой
- «Нужный материал»
- Искусственный мозг Эмита
- Замена нейронов у Кимберли
- Что читать дальше?
- 7. Существует ли бог?
- Оправдание веры в Бога
- Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)
- Естественный отбор
- Рычаги управления универсумом
- Средства мышления: лотерейная ошибка
- Проблема зла
- 1. Божье наказание
- 2. Бог дает нам свободу
- 3. Страдания делают нас добродетельными
- Орулия мысли: бритва Оккама — «делай проще!»
- Религиозный опыт
- Верование
- Не является ли атеизм также предметом «верования»?
- Верование, разум и Элвис Пресли
- Заключение
- Что читать дальше
- 8. Удивительные рассуждения рационального дантиста
- У дантиста
- Личное сознание
- Рассуждение по аналогии
- Проблема с аргументом по аналогии
- Скептицизм по поводу других сознаний
- Орудия мысли: как нельзя отвечать скептику
- Рационален дантист или просто безумен?
- 1. Защита аргумента по аналогии
- 2. Подход логического бихевиориста
- Атака зомби
- Заключение
- Что читать дальше?
- 9. Неужели это искусство?
- Что такое произведение искусства?
- Орулия мысли: поиск необхолимых и достаточных условий
- Метод контрпримеров
- Сократ и метод контрпримеров
- Витгенштейн о семейном сходстве
- Можно ли искусство определить формулой?
- Институциональная теория
- Критика институциональной теории
- «Игра в определения»
- Что читать дальше?
- 10. Возможна ли нравственность без бога и религии?
- Аргумент в защиту существования Бога
- Опровержение распространенного аргумента Платоном
- Реплика: «Но Бог есть добро!»
- Аргумент: наставление нуждается в наставнике
- Опровержение аргумента о наставнике
- Будем ли мы добрыми без Бога?
- Зависит ли моральное знание от религии?
- Что читать дальше?
- Заключение
- 11. Является ли креационизм научным?
- Креационизм против ортодоксальной науки
- Как креационисты защищают свою теорию
- Фальсификационизм
- Фальсификационистская критика креационизма
- Ответ креационистов
- Всякое ли изменение ad hoc недопустимо?
- Не являются ли кошки секретными агентами марсиан?
- Подтверждение
- Находит ли креационизм строгое подтверждение?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 12. Проектируемые дети
- Выбор пола
- Ум и здоровье
- Не слишком ли велик риск?
- Синдром сконструированного ребенка
- Евгеника и нацизм
- Бессмертие
- Выделение нового класса
- Что читать дальше?
- 13. Загадка сознания
- Сфера личного сознания
- Что переживает летучая мышь?
- Две конкурирующие теории сознания
- Субстанции и свойства
- Аргумент против дуализма
- Мэри в черно-белой комнате
- Пробел в объяснении
- Аналогия с жизнью
- Заключение: тайна
- Орудия мысли: ошибка замаскированного человека
- Что читать дальше?
- 14. Почему мы ожидаем, что солнце завтра взойдет?
- Абсурдный вывод?
- Орудия мысли: индуктивное и дедуктивное рассуждение
- 1. Дедуктивные умозаключения
- 2. Индуктивные умозаключения
- Почему индукция важна?
- Неоправданное предположение
- Проблема круга
- «Однако индукция работает, не так ли?»
- Поразительный вывод
- Объяснение нашей веры Юмом
- Орудия мысли: основания и причины — два способа объяснить, почему люди во что-то верят
- Заключение
- Что читать дальше?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- Дивни защищается
- Строгий детерминизм
- Моральная ответственность
- Чувство свободы
- Позиция совместимости
- Проблема для точки зрения совместимости
- Учение о свободе воли: сверхъестественная душа
- Другая индетерминистская позиция
- Приговор
- Заключение
- Что читать дальше?
- 16. Тайна значения
- Откуда берется значение?
- Я счастлив.
- Значение как «внутренний» процесс
- Теория значения Локка
- Как выбрать «красный» объект
- Распространенное истолкование
- Аргумент 1: как выбрать правильный внутренний объект?
- Аргумент 2: как получает свое значение внутренний объект?
- Движение по кругу
- Значение и употребление
- Что читать дальше?
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- Случай с Джоди и Мэри
- Утилитарный подход
- Случай с трансплантацией
- Орулия мысли: принцип утилитаризма
- Возможные следствия
- Случай с космонавтами
- Пример с подводной лодкой
- Исключения из правила «Не убий»
- Почему врачи Манчестера не обязательно являются утилитаристами
- Уважение обоих множеств моральных интуиций
- Трудный вопрос
- Приложение: можно ли было не считаться с решением родителей?
- Что читать дальше?
- 18. Странный мир чисел
- Облицовка кафелем ванной
- Конвенционализм
- Математические факты
- Два вида истин
- Странный мир чисел
- Почему наши ощущения не могут подтвердить математических утверждений?
- Почему математика не может быть чем-то «внешним»
- Математическая «интуиция» и решение Платона
- Почему математика должна быть чем-то «внешним»
- Орудия мысли: рационализм — эмпиризм
- Заключение
- Что читать дальше?
- 19. Что такое знание?
- Ответ Платона
- Степень обоснованности
- Проблема регресса
- Орудия мысли: сами себя обосновывающие убеждения
- Орудия мысли: возражение Геттиера против теории Платона
- По какой причине Джим верит в то, что на столе лежит апельсин?
- Похож ли человек на термометр?
- Знание о динозаврах
- Решение проблемы регресса
- Орудия мысли: разъяснение примера с фиолетовым «порше»
- Случай с телепатом Сарой
- Что читать дальше?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- Как мы устанавливаем аморальность?
- Вывод о безнравственности
- Сущее и должное
- Головоломка
- Решение Юма
- Джордж Мур и «интуиция»
- Три варианта очковой модели
- Почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность
- Почему безнравственность похожа на округлость?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 21. Можно ли это есть?
- Питание людей
- «Животные глупы»
- «Большинство людей считают нравственно оправданным есть мясо»
- «Животных как раз и разводят для получения пиши»
- «Нам требуется мясо»
- «Для нас естественно есть мясо»
- «Но ведь животные едят животных»
- «Способность быть потенциально нормальным»
- «Можно ли убивать мух?»
- «У животных нет души»
- Ханжеский ответ
- Заключение
- Что читать дальше?
- 22. Пересалка мозга, «телепортация» и загадка персонального тождества
- Биологическая теория
- Случай пересадки мозга
- Проблема для биологической теории
- Мозговая теория
- Мозговой транслятор
- Орудия мысли: философия и научная фантастика
- Теория потока
- Создание двух «я»
- Орулия мысли: смешение двух видов «идентичности»
- Дополнение теории потока
- Удваивающая пушка
- Загадка
- Что читать дальше?
- 23. Чудеса и сверхъестественное
- Визит к телепату
- В каком смысле «происходят чудеса»
- Сверхъестественные чудеса
- Наша тяга к чудесному
- Жульничество
- Техника «телепата»
- Орудия мысли: Умный Ганс
- Самообман и власть внушения
- Чудеса и Бог
- Один из главных аргументов Юма против существования чудес
- Что читатьдальше?
- Заключение
- 24. Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях
- 1. «После этого, значит, по причине этого» (ошибка суеверия)
- 2. Аргумент от авторитета
- 3. Соскальзывание
- 4. Ложная дилемма (уловка продавца)
- 5. Стремиться только к подтверждениям (излюбленная уловка всех политиков)
- 6. Ошибка картежника
- 7. Круг в обосновании (известен также как «предвосхищение основания»)
- 8. Ошибка утверждения следствия
- 25. Семь парадоксов
- Парадокс 1: истину или ложь высказывает человек?
- Парадокс 2: парадокс сорита
- Песочница Дженни
- Лысина Боба
- Парадокс 3: хвастливый цирюльник
- Парадокс 4: Ахиллес и черепаха
- Парадокс 5: вороны
- Парадокс 7: «Санта Клаус не существует»
- Общий совет для решения парадоксов
- Парадокс 1
- Парадокс 2
- Парадокс 3
- Парадокс 4
- Парадокс 5
- Парадокс 6
- Парадокс 7
- Содержание
- 170002, Россия, г. Тверь, пр. Чайковского, 27/32
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.