Креационизм против ортодоксальной науки
Креационисты верят в то, что библейский рассказ о сотворении мира является истиной. В течение шести дней Бог создал Землю и все существующие на ней формы жизни. Это случилось менее 10 тысяч лет назад (вычисление возраста мира основывается на числе поколений, перечисленных в Библии). Креационисты полагают, что библейский рассказ столь же хорошо подтверждается имеющимися научными свидетельствами, как и другие теории.
Однако подавляющее большинство современных ученых считает мир гораздо старше. Вселенная, говорят ученые, появилась 10—12 миллиардов лет назад в результате Большого Взрыва, породившего материю, пространство и время Наша Земля, согласно ортодоксальной теории, возникла приблизительно 4,5 миллиарда лет назад. Первые эмбриональные формы жизни появились около 3,5 миллиарда лет назад. Посредством естественного отбора эволюция создавала все более сложные формы жизни, включая первых млекопитающих, появившихся 200 миллионовлет назад, исовремеи
149
лого человека — Homo sapiens, — возникшего 120 тысяч лет назад.
Креационисты имеют свою организацию — Институт науки о творении, они проводят конференции, имеют печатные органы и присваивают докторские степени. Многие из них видят в разработке креационизма не только научную деятельность, но и нравственный долг. Согласно мнению одного из ведущих креационистов Г.М. Морриса, «эволюционизм является питательной почвой атеизма, коммунизма, нацизма, бихевиоризма, экономического империализма, милитаризма, безнравственности, анархизма и вообще всех антихристианских систем убеждений и действий»*.
В Соединенных Штатах креационисты настойчиво борются за введение креационизма в систему школьного преподавания. В двух штатах — в Арканзасе и Луизиане — креационизм преподается параллельно с теорией эволюции как респектабельная научная дисциплина. Даже президент Джордж Буш полагает, что креационизм следует преподавать наряду с теорией эволюции. Один из его секретарей высказался так: «Он считает, что вопрос должны решать сами штаты и местные школы, но сам он склоняется к тому, что следует преподавать и креационизм, и теорию эволюции».
Креационисты добились больших успехов, внушая широкой публике мысль о том, что их теория столь же научна, как и концепция Большого Взрыва. Недавно институт Гэл-лапа сообщил о том, что около сорока пяти процентов граждан Соединенных Штатов верят в то, что Бог создал людей «приблизительно такими, какие они есть сейчас, 10 тысяч лет назад». Даже выпускники университетов принимают креационизм: около трети американцев, окончивших университет, верят в то, что библейская история творения верна. Один ученый из штата Теннесси пишет, что такие ученые, как он, «всегда боролись с Просвещением. Идеи Средневековья, убитые, казалось бы, наукой 300—400 лет назад, ныне
* Н.М. Morris, The Remarkable Birth of Planet Earth (San Diego: Creation-Life Publishers, 1972), p. 75. — Примеч. автора
150
возрождаются и вновь... проникают в школы, колледжи и университеты» («Гардиан», с. 14 колонки редактора, 17 ноября 2001 г.).
Тем не менее существует большое число эмпирических данных, свидетельствующих против креационизма.
Возьмем, например, окаменелые останки живых организмов. Анализ горных пород открывает слои, сформировавшиеся много миллионов лет назад. В этих слоях находят окаменелости, причем в разных слоях обнаруживают окаменелости разных живых организмов. В самых нижних слоях находят лишь очень простые организмы. Поднимаясь выше, мы открываем все более сложные формы вплоть до динозавров. Еще выше начинают встречаться млекопитающие. И только в самых верхних слоях обнаруживаются следы человека.
Это последовательное залегание окаменелостей на разной глубине вполне согласуется с теорией эволюции, но, по-видимому, противоречит библейскому рассказу о том, что все живые организмы появились почти одновременно менее чем 10 тысяч лет назад. Если бы библейский рассказ был вереи, то следовало бы ожидать, что все виды живых организмов будут более или менее одинаково часто встречаться во всех слоях земных пород (предполагая, что этих нескольких тысяч лет хватило для формирования всех этих слоев).
Например, согласно креационизму, человек и все остальные млекопитающие населяли Землю в одно время с динозаврами. Поэтому можно надеяться найти скелеты людей и других млекопитающих в тех же слоях земных пород, в кото -рых мы находим скелеты динозавров. Однако скелеты млекопитающих всегда встречаются только в более высоких слоях. Это представляется решающим свидетельством против креационизма.
Другим важным свидетельством против утверждения о том, что мир возник всего несколько тысяч лет назад, является свет далеких звезд. Световым годом называют расстояние, которое свет проходит за один год. Многие видимые нами звезды находятся от нас на расстоянии многих милли-
151
онов световых лет. Следовательно, свет должен был покинуть эти звезды много миллионов лет назад. Но как это было бы возможно, если бы мир возник только несколько тысяч дет назад? По-видимому, Бог должен был создать свет одновременно с Землей. Но тогда многие наблюдаемые нами ныне астрономические события не могли бы произойти. Допустим, сейчас мы наблюдаем взрыв сверхновой звезды, находящейся от нас на расстоянии 30 тысяч световых лет. Но такого события не могло быть. Скорее, Бог создает иллюзию того, что оно произошло, посылая нам свет и другие излучения из пункта, находящегося от нас менее чем в 10 тысячах световых лет. Но это означает, что Бог нас обманывает — создает впечатление, будто мир гораздо старше, чем есть на самом деле. Но с таким выводом согласятся лишь очень немногие креационисты.
Еще одно свидетельство гораздо большего возраста мира дает, например, дрейф материков. Наблюдаемые оценки скорости их движения по поверхности Земли и факты, указывающие на то, что они прошли в своем движении тысячи миль, говорят о том, что Земля должна была существовать миллионы, а не тысячи лет.
- 5. В логовище релятивиста
- 6. Может ли машина мыслить?
- 7. Существует ли бог?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- 16. Тайна значения
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- 18. Странный мир чисел
- 19. Что такое знание?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- 21. Можно ли это есть?
- Введение
- Что такое философия?
- Применение философии к жизни
- Другие основания мыслить философски
- Как пользоваться этой книгой
- 1. Откуда появилась вселенная?
- Что вызвало Большой Взрыв?
- Был ли Большой Взрыв вызван Богом?
- Какова причина Бога?
- Где север у Северного полюса?
- Непостижимая тайна
- Заключение
- Какие главы читать дальше?
- 2. Чем плох гомосексуализм?
- Апелляция к Библии
- «Гомосексуальность неестественна»
- «Гомосексуализм грязен»
- «Гомосексуализм вреден и опасен»
- «Гомосексуализм развращает молодежь»
- «Гомосексуалисты неразборчивы и непостоянны»
- «Гомосексуалисты относятся друг к другу как к средству, а не цели»
- Гомосексуализм и «семейные ценности»
- Что читать дальше?
- 3. Изолированный мозг
- Мозг в сосуде
- Гипотезы «Мозг-в-сосуде»
- Другая гипотеза о мозге в сосуде
- Можно ли опровергнуть скептицизм? Ответ с точки зрения обыденного языка
- «Невидимый булыжник»
- Отказ от ответа
- Невероятная истина?
- Что читать дальше?
- 4. Возможны ли путешествия во времени?
- Машина времени Бассета
- Замедляющие пилюли
- Путешествие ограничено скоростью света
- Герберт Уэллс и машина времени
- «Прыжки во времени»
- Биография супермена и петли причинности
- Случай с терминатором
- Случай с Джоном Кеннеди
- Распространенный аргумент против путешествий во времени
- Фатализм и путаница относительно путешествий во времени
- Что читать дальше?
- Заключение
- 5. В логовище релятивиста
- Введение
- 1. Осуждение Олафом стерилизации жен шин
- 2. Зашита астрологии Великим магом
- Интересный и скучный релятивизм
- Инструменты мысли: интересный релятивизм против скучного
- Все ли истины относительны? Возражение Платона
- Моральный релятивизм
- Выступление против «тирании» традиционного логического и научного мышления
- Крушение релятивизма относительно разума
- Концептуальный релятивизм
- Является ли концептуальный релятивизм скучным?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 6. Может ли машина мыслить? Кимберли и Эмит
- Мысленный эксперимент Серля с китайской комнатой
- «Нужный материал»
- Искусственный мозг Эмита
- Замена нейронов у Кимберли
- Что читать дальше?
- 7. Существует ли бог?
- Оправдание веры в Бога
- Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)
- Естественный отбор
- Рычаги управления универсумом
- Средства мышления: лотерейная ошибка
- Проблема зла
- 1. Божье наказание
- 2. Бог дает нам свободу
- 3. Страдания делают нас добродетельными
- Орулия мысли: бритва Оккама — «делай проще!»
- Религиозный опыт
- Верование
- Не является ли атеизм также предметом «верования»?
- Верование, разум и Элвис Пресли
- Заключение
- Что читать дальше
- 8. Удивительные рассуждения рационального дантиста
- У дантиста
- Личное сознание
- Рассуждение по аналогии
- Проблема с аргументом по аналогии
- Скептицизм по поводу других сознаний
- Орудия мысли: как нельзя отвечать скептику
- Рационален дантист или просто безумен?
- 1. Защита аргумента по аналогии
- 2. Подход логического бихевиориста
- Атака зомби
- Заключение
- Что читать дальше?
- 9. Неужели это искусство?
- Что такое произведение искусства?
- Орулия мысли: поиск необхолимых и достаточных условий
- Метод контрпримеров
- Сократ и метод контрпримеров
- Витгенштейн о семейном сходстве
- Можно ли искусство определить формулой?
- Институциональная теория
- Критика институциональной теории
- «Игра в определения»
- Что читать дальше?
- 10. Возможна ли нравственность без бога и религии?
- Аргумент в защиту существования Бога
- Опровержение распространенного аргумента Платоном
- Реплика: «Но Бог есть добро!»
- Аргумент: наставление нуждается в наставнике
- Опровержение аргумента о наставнике
- Будем ли мы добрыми без Бога?
- Зависит ли моральное знание от религии?
- Что читать дальше?
- Заключение
- 11. Является ли креационизм научным?
- Креационизм против ортодоксальной науки
- Как креационисты защищают свою теорию
- Фальсификационизм
- Фальсификационистская критика креационизма
- Ответ креационистов
- Всякое ли изменение ad hoc недопустимо?
- Не являются ли кошки секретными агентами марсиан?
- Подтверждение
- Находит ли креационизм строгое подтверждение?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 12. Проектируемые дети
- Выбор пола
- Ум и здоровье
- Не слишком ли велик риск?
- Синдром сконструированного ребенка
- Евгеника и нацизм
- Бессмертие
- Выделение нового класса
- Что читать дальше?
- 13. Загадка сознания
- Сфера личного сознания
- Что переживает летучая мышь?
- Две конкурирующие теории сознания
- Субстанции и свойства
- Аргумент против дуализма
- Мэри в черно-белой комнате
- Пробел в объяснении
- Аналогия с жизнью
- Заключение: тайна
- Орудия мысли: ошибка замаскированного человека
- Что читать дальше?
- 14. Почему мы ожидаем, что солнце завтра взойдет?
- Абсурдный вывод?
- Орудия мысли: индуктивное и дедуктивное рассуждение
- 1. Дедуктивные умозаключения
- 2. Индуктивные умозаключения
- Почему индукция важна?
- Неоправданное предположение
- Проблема круга
- «Однако индукция работает, не так ли?»
- Поразительный вывод
- Объяснение нашей веры Юмом
- Орудия мысли: основания и причины — два способа объяснить, почему люди во что-то верят
- Заключение
- Что читать дальше?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- Дивни защищается
- Строгий детерминизм
- Моральная ответственность
- Чувство свободы
- Позиция совместимости
- Проблема для точки зрения совместимости
- Учение о свободе воли: сверхъестественная душа
- Другая индетерминистская позиция
- Приговор
- Заключение
- Что читать дальше?
- 16. Тайна значения
- Откуда берется значение?
- Я счастлив.
- Значение как «внутренний» процесс
- Теория значения Локка
- Как выбрать «красный» объект
- Распространенное истолкование
- Аргумент 1: как выбрать правильный внутренний объект?
- Аргумент 2: как получает свое значение внутренний объект?
- Движение по кругу
- Значение и употребление
- Что читать дальше?
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- Случай с Джоди и Мэри
- Утилитарный подход
- Случай с трансплантацией
- Орулия мысли: принцип утилитаризма
- Возможные следствия
- Случай с космонавтами
- Пример с подводной лодкой
- Исключения из правила «Не убий»
- Почему врачи Манчестера не обязательно являются утилитаристами
- Уважение обоих множеств моральных интуиций
- Трудный вопрос
- Приложение: можно ли было не считаться с решением родителей?
- Что читать дальше?
- 18. Странный мир чисел
- Облицовка кафелем ванной
- Конвенционализм
- Математические факты
- Два вида истин
- Странный мир чисел
- Почему наши ощущения не могут подтвердить математических утверждений?
- Почему математика не может быть чем-то «внешним»
- Математическая «интуиция» и решение Платона
- Почему математика должна быть чем-то «внешним»
- Орудия мысли: рационализм — эмпиризм
- Заключение
- Что читать дальше?
- 19. Что такое знание?
- Ответ Платона
- Степень обоснованности
- Проблема регресса
- Орудия мысли: сами себя обосновывающие убеждения
- Орудия мысли: возражение Геттиера против теории Платона
- По какой причине Джим верит в то, что на столе лежит апельсин?
- Похож ли человек на термометр?
- Знание о динозаврах
- Решение проблемы регресса
- Орудия мысли: разъяснение примера с фиолетовым «порше»
- Случай с телепатом Сарой
- Что читать дальше?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- Как мы устанавливаем аморальность?
- Вывод о безнравственности
- Сущее и должное
- Головоломка
- Решение Юма
- Джордж Мур и «интуиция»
- Три варианта очковой модели
- Почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность
- Почему безнравственность похожа на округлость?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 21. Можно ли это есть?
- Питание людей
- «Животные глупы»
- «Большинство людей считают нравственно оправданным есть мясо»
- «Животных как раз и разводят для получения пиши»
- «Нам требуется мясо»
- «Для нас естественно есть мясо»
- «Но ведь животные едят животных»
- «Способность быть потенциально нормальным»
- «Можно ли убивать мух?»
- «У животных нет души»
- Ханжеский ответ
- Заключение
- Что читать дальше?
- 22. Пересалка мозга, «телепортация» и загадка персонального тождества
- Биологическая теория
- Случай пересадки мозга
- Проблема для биологической теории
- Мозговая теория
- Мозговой транслятор
- Орудия мысли: философия и научная фантастика
- Теория потока
- Создание двух «я»
- Орулия мысли: смешение двух видов «идентичности»
- Дополнение теории потока
- Удваивающая пушка
- Загадка
- Что читать дальше?
- 23. Чудеса и сверхъестественное
- Визит к телепату
- В каком смысле «происходят чудеса»
- Сверхъестественные чудеса
- Наша тяга к чудесному
- Жульничество
- Техника «телепата»
- Орудия мысли: Умный Ганс
- Самообман и власть внушения
- Чудеса и Бог
- Один из главных аргументов Юма против существования чудес
- Что читатьдальше?
- Заключение
- 24. Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях
- 1. «После этого, значит, по причине этого» (ошибка суеверия)
- 2. Аргумент от авторитета
- 3. Соскальзывание
- 4. Ложная дилемма (уловка продавца)
- 5. Стремиться только к подтверждениям (излюбленная уловка всех политиков)
- 6. Ошибка картежника
- 7. Круг в обосновании (известен также как «предвосхищение основания»)
- 8. Ошибка утверждения следствия
- 25. Семь парадоксов
- Парадокс 1: истину или ложь высказывает человек?
- Парадокс 2: парадокс сорита
- Песочница Дженни
- Лысина Боба
- Парадокс 3: хвастливый цирюльник
- Парадокс 4: Ахиллес и черепаха
- Парадокс 5: вороны
- Парадокс 7: «Санта Клаус не существует»
- Общий совет для решения парадоксов
- Парадокс 1
- Парадокс 2
- Парадокс 3
- Парадокс 4
- Парадокс 5
- Парадокс 6
- Парадокс 7
- Содержание
- 170002, Россия, г. Тверь, пр. Чайковского, 27/32
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.