logo
lou-filosofsky_trening-2007

Естественный отбор

Быть может, наиболее очевидная проблема для аргумента Пэли состоит в том, что теперь у нас есть теория, объясняющая, каким образом объекты, подобные глазу, могли бы появиться без помощи какого-либо создателя. Это — теория естественного отбора.

В клетках живого организма содержится вещество, на-зываемое ДНК. Оно представляет собой цепочку молекул, образующих нечто вроде копировального механизма для построения организма данного вида. При воспроизведении организмов их ДНК копируется и передается последующим поколениям. Однако благодаря случайностям в молекулах ДНК могут происходить небольшие изменения. Поэтому новые организмы способны отличаться (хотя и очень незначительно) от своих родителей. Такие изменения называются мутациями. В той среде, в которую попадает новый организм, эти мутации либо способствуют его выживанию и воспроизведению в потомстве, либо затрудняют выживание.

Например, животному с несколько более длинной шеей легче питаться листвой деревьев. Животное с более яркой окраской скорее станет добычей хищника. Полезные мутации имеют больше шансов на передачу последующим поколениям. У мутаций, не дающих преимуществ, на это меньше шан-

сов. Накопление полезных мутаций в течение сотен, тысяч

92

или даже миллионов лет приводит к тому, что биологические виды постепенно изменяются, приспосабливаясь к окружающей среде. В процессе естественного отбора могут в конце концов возникать совершенно новые виды.

Естественный отбор способен объяснить и то, каким образом появился человеческий глаз. Возможно, у простейшего организма, обитавшего в морской воде, однажды в результате мутации появилась светочувствительная клетка. Такая клетка могла оказаться полезной, например, она могла помогать этому организму измерять глубину его погружения в океан (чем глубже вы погружаетесь в воду, тем становится темнее). Последующие мутации могли постепенно увеличи; вать число таких клеток до тех пор, пока однажды не появился глаз, подобный нашему.

Заметим, что это объяснение является совершенно естественным — оно не требует обращения к сверхъестественной силе или создателю. Наличие этого вполне правдоподобного альтернативного объяснения того, каким образом мог бы появиться глаз, освобождает нас от необходимости обращаться к Богу. Если есть естественный отбор, то глаз мог как-то возникнуть без помощи высшего существа. Поэтому существование глаза не может больше рассматриваться как свидетельство в пользу существования Бога.

Защитник аргумента от целесообразности в ответ, конечно, мог бы спросить, а откуда взялась ДНК. Для существования естественного отбора требуется ДНК. Поэтому существование самой ДНК нельзя объяснить с помощью естественного отбора. Сама ДНК, могли бы сказать некоторые, свидетельствует о замысле и цели. Не может ли это служи ь основанием для предположения о существовании Бога?

Вряд ли. ДНК является, в сущности, довольно простым механизмом. Если принять во внимание то, что нам известно об условиях, существовавших на Земле в то время, когда на ней впервые появилась жизнь, то вполне можно предположить, что ДНК образовалась самопроизвольно. Конечно, мы не знаем и, возможно, никогда точно не узнаем о том

93

как возникла ДНК. Однако по мере того, как наука прогрессирует, становится все более невероятным, что возникновение ДНК нуждалось в помощи сверхприродных сил.