logo
lou-filosofsky_trening-2007

Рационален дантист или просто безумен?

Дантист вновь склоняется над Финнукейном. От его тяжелого антисептического дыхания очки Финнукейна запотевают. Он начинает заполнять новой амальгамой отверстие просверленное им в зубе Финнукейна.

Дантист: Конечно, вы могли бы сказать: «Если вы не верите в то, что у меня есть сознание, тогда зачем вы все это мне высказываете, делает

111

анестезию и все остальное?» Я отвечу: потому что я обнаружил, что, когда делаю анестезию, мои пациенты не стонут и не дергаются. Я использую ее, чтобы контролировать их поведение. И я говорю пациентам, что делаю им анестезию для управления их поведением. Это меня забавляет.

Брови у Финнукейна ползут вверх.

Дантист: Может быть, конечно, у вас есть сознание. Я этого не отрицаю. Поэтому я делюсь с вами своими сомнениями и делаю вам анестезию.

Наконец через несколько минут дантист заканчивает свою работу. Финнукейн наклоняется вперед, выплевывает ватные тампоны и прополаскивает рот. Теперь, освободившись от дантиста, он может высказать свое мнение.

Финнукейн: Вот беда! Вы - не рациональный дантист. Вы - сумасшедший дантист. Всякий, отказывающийся верить в то, что другие люди обладают сознанием, просто болен!

Дантист: Верно, меня часто обвиняют в том, что я страдаю легким умопомешательством. Однако эти люди - глупцы. Я всего лишь стараюсь быть рациональным. Я верю в то, во что разумно верить. Что в этом плохого?

Финнукейн: Вы ненормальный!

Дантист: Но это же смешно! Вы называете меня ненормальным за то, что я стараюсь быть рациональным!

Дантист, конечно, странная личность*. Всякого человека, искренне отказывающегося верить в то, что другие люди обладают сознанием, мы сочли бы не вполне здоровым. Действительно, невозможно поверить в скептицизм относитель-

* На самом деле я изобразил дантиста несколько более страшным, чем нужно для скептика, хотя и не хотел переборщить в этом отношении. Я не стремился к тому, чтобы дантист казался грубым садистом. В конце концов, если бы дантист испытывал извращенное удовольствие, причиняя боль Финнукейну, то это говорило бы о том, что он верит в наличие сознания у Финнукейна. — Примеч. автора.

112

но других сознаний, если вы не страдаете умственным расстройством. Постоянно настаивать на том, что другие люди в свете того, что вам известно, являются лишь лишенными сознания автоматами, можно лишь в приступе безумия.

Тем не менее, несмотря на то, что дантист кажется «сумасшедшим», позиция скептика может быть вполне рациональной. Возможно, он прав, это мы «иррациональны». Поэтому мы и должны объяснить, почему вера в существование других сознаний оправданна.

Теперь посмотрим на две хорошо известные попытки разрешить наши затруднения. Первая пытается защитить аргумент по аналогии; вторая опирается на обращение к логическому бихевиоризму.