logo
lou-filosofsky_trening-2007

Ханжеский ответ

Леклерк начинает сердиться. Он пытался защищать свое право потреблять мясо, но не добился успеха. Поэтому он решает перейти в наступление.

Леклерк: Мне кажется, беспокоиться по поводу коров, свиней, цыплят и овец в то время, когда от голода и землетрясений гибнут миллионы людей, не вполне правильно. Как можете вы тревожиться о животных, когда дети умирают от голода?

Селби: Да, таков распространенный ответ на вопрос о нравственном оправдании употребления мяса. Но он едва ли приемлем, не так ли?

Леклерк: Почему же?

Селби: Как раз потому, что если меня заботит благополучие животных, это не означает, будто меня не заботит благополучие людей. На самом деле я считаю, что, вообще говоря, люди гораздо важнее, чем другие существа. Именно поэтому я считаю также, что наше отношение к другим видам живых существ совершенно ошибочно. И вы не смогли привести мне ни одного аргумента, показывающего, что я ошибаюсь. Вы не показали, что употреблять в пищу мясо животных менее безнравственно, чем убивать и поедать детей, о которых мы говорили.

Леклерк: Я продолжаю думать, что все ваши рассуждения ошибочны.

Селби: Допустим, я говорю вам, что это безнравственно, когда какая-то компания крадет пособия своих служащих. А вы в ответ сказали бы мне: «Как вы можете беспокоиться о пособиях, когда в Руанде происходят массовые убийства людей! Это отвратительно!» Я думаю, вы не стали бы настаивать на том, чтобы все мы забыли об этих пособиях и стали думать только о ситуации в Руанде?

297

Леклерк: Нет, не стал бы.

Селби: Несомненно. Тем не менее вы ханжески обвиняете меня в отсутствии заботы о людях, когда я поднимаю вопрос о судьбе животных. Мне представляется это странным.