logo
lou-filosofsky_trening-2007

Институциональная теория

Некоторые философы, отдавая должное рассуждениям Витгенштейна о семейном сходстве, все-таки продолжают настаивать на том, что философское определение искусства возможно. Они согласны с тем, что если отобрать все вещи, которые мы относим к произведениям искусства, и просмотреть их одну за одной, то мы не обнаружим у них некоторого общего свойства, которое отсутствует у других вещей. Но все-таки искусство можно определить. Согласно институциональной теории, требуется наличие двух факторов, чтобы что-то можно было квалифицировать как произведение искусства.

Во-первых, это должно быть артефактом, то есть чем-то таким, что сделано. Выражение «сделано» употребляется здесь в самом широком смысле: размещение чего-то в художественной галерее уже рассматривается как «сделанное». Если вы разбросали речные голыши в художественной галерее, то это уже рассматривается как артефакт.

Во-вторых, данный артефакт должен иметь статус произведения искусства, присвоенный ему каким-то представителем, «мира искусства» — автором, владельцем галереи, посетителем, коллекционером или художником.

Институциональная теория объясняет, почему О'Корки и Фокс испытывают затруднения, пытаясь найти особенность, присущую всем произведениям искусства и только им. То, что Делает некоторый артефакт произведением искусства, не есть некое свойство, присущее данному объекту, а скорее отношение членов какого-то сообщества к этому объекту. Поэтому сколько бы вы ни рассматривали ряд произведений искусст-

130

ва, вы не найдете в них той особенности, которая делает именно этот ряд предметов произведениями искусства.

Согласно институциональной теории, представители мира искусств обладают сверхъестественной способностью превра щать предмет в произведение искусства, просто считая его таковым. Несколько лет назад уборщик по рассеянности оставил в галерее современного искусства свое ведро и швабру Посетители приняли это ведро и швабру за произведение искусства. Они, конечно, ошибались. Но если бы Трэси Эмин экспонировал на выставке ведро и швабру, то, согласно институциональной теории, посетители были бы правы: эти предметы для уборки помещений стали бы произведением искусства. Институциональная теория объясняет, почему это так. Она объясняет то, что иначе объяснить было бы трудно: а именно, почему одно ведро со шваброй является произведением искусства, а другое такое же ведро со шваброй не является таковым, хотя между ними нет никакого видимого различия.