logo
lou-filosofsky_trening-2007

«Но ведь животные едят животных»

Леклерк выдвигает другой распространенный аргумент.

Леклерк: Животные сами едят других животных. Они могут делать это. Так почему же мы не можем?

Селби: Но ведь у животных нет представления о нравственном и безнравственном. И они не могут ничем помочь себе. Поэтому нет ничего «безнравственного» в том, чтоодно животное убивает другое. Но мы же не такие. Мы же отличаем нравственное от безнравственного, хорошее от дурного. Нам нет оправдания. Вы же не станете оправдывать убийцу или вора только на том основании, что животные убивают и воруют?

Леклерк: Нет.

Селби: Тогда почему вы на этом основании пытаетесь оправдать употреб ление мяса?

Леклерк: Да, хороший вопрос.

Селби: Допустим, мы подсказали бы умственно отсталым детям, что можно убивать и поедать друг друга. Тогда если нам можно убиват ь и поедать тех, кто убивает и поедает себе подобных, то было бы допустимо для нас убивать и поедать этих детей. Но ведь это не так?

Леклерк: Полагаю, это было бы недопустимо.

Селби: Значит, вы согласны со мной?

Леклерк все еще не хочет согласиться.

Леклерк: Ни в коем случае! Для меня совершенно очевидно, что между людьми и животными существует важное различие с позиций морали, и

291

оно оправдывает наше отношение к ним. Правда, мне трудно в точности охарактеризовать это различие.

Селби: Сейчас вы говорите как рабовладелец, которому очевидна моральная разница между белыми и черными, но которому трудно сказать, в чем она состоит.

Леклерк: Я не слепой фанатик!

Селби: Ну, тогда докажите мне, что вы не фанатик. Мне-то кажется, что вы как раз безрассудный фанатик.