logo
lou-filosofsky_trening-2007

Наша тяга к чудесному

Могут ли такого рода сообщения, на которые ссылается Пэт, служить надежной основой для предположения о реальном существовании таких сверхъестественных чудес (теперь под «чудесами» я буду иметь в виду именно такие сверхъестественные явления)? Бриди полагает, что нет.

Бриди: Я согласен, что имеется немало сообщений о таких вещах, которые не только маловероятны, но даже невозможны в свете известных законов природы: люди сообщают, что видели давно умерших родственников; говорят о сверхчувственном опыте; телепатам якобы известны вещи, которые могут быть открыты только с помощью каких-то сверхъестественных способностей. Однако у нас есть основания отнестись ко всем таким сообщениям с большим подозрением.

Пэт: Какие основания?

Бриди: Человеческая психика такова, что нас притягивают сказки о сверхъестественном. Каждая эпоха и каждая культура создавали свои мифы и легенды о фантастических существах и сверхъестественных событиях. Многие из наших популярных кинофильмов и телевизионных передач продолжают разрабатывать тему сверхъестественного. Мы безотчетно стремимся слушать о таких историях и верим им.

Одно из наиболее известных рассмотрений чудес можно найти в сочинении Дейвида Юма «Исследование о человеческом познании». Юм относился к чудесам в высшей степени скептически. Его рассуждения по этому поводу обращают внимание на то, о чем только что говорил Бриди: «Пылкая увлеченность тем неожиданным и удивительным, кото-

316

рые мы находим в чудесах, порождает в нас склонность верить в чудесные события. Это заходит столь далеко, что даже те люди, которые сами не сталкивались с чудесами и не могут поверить вте чудесные события, о которых им рассказали, все-таки стремятся испытать хотя бы отраженное и вторичное удовольствие и наслаждаются восхищением других людей.

Мы с жадностью внимаем рассказам путешественников о чудесных событиях, о морских чудовищах, об их удивительных приключениях, о необычных народах и разнообразных обычаях...» (Дейвид Юм. Исследование о человеческом познании (1777), раздел X, часть II).

Юм указывает также на то, что у людей часто имеется личный интерес распространять такого рода сообщения. Порой имеются финансовые мотивы. Сообщения о проливающих слезы статуях или чудесных целебных средствах рекламируются в газетах и помогают повышать рейтинги телевизионных программ. Средства массовой информации заинтересованы в том, чтобы представить такие сообщения в наиболее благоприятном свете, подчеркивая в них то, что заслуживает доверия, и опуская те детали, которые делают их сомнительными. Хотя телевидение, рассказывая о сверхъестественном, стремится сохранить видимость «объективности», телевизионные передачи на эту тему состоят из бесед с телепатами или очевидцами паранормальных явлений, сопровождаемых реконструкцией якобы происшедших чудесных событий.