logo
lou-filosofsky_trening-2007

Как мы устанавливаем аморальность?

Посмотрим более внимательно на позицию, утверждающую, что моральные ценности объективны, что они существуют «вне» и независимо от нас. Эта позиция известна как моральный реализм. Мы обнаруживаем, что моральный реализм сталкивается с серьезной трудностью: он делает невозможным знание о добре и зле. Это объясняется тем, что он, поводимому, не способен объяснить, как мы устанавливаем эти моральные свойства. Для иллюстрации рассмотрим следующую историю.

Однажды утром, когда Вэтью развешивала выстиранное белье, в ее саду приземлился космический корабль с инопланетянином. Инопланетянин стал уговаривать ее слетать с ним в город. Вэтью согласилась, и корабль взмыл вверх. Инопланетянин сделал свой космический корабль невидимым, так что он не привлек ничьего внимания.

Когда они опустились на одной из темных городских аллей, Вэтью увидела, как один молодой человек пытается украсть у женщины кошелек. Она позвала инопланетянина. «Смотрите, — воскликнула она, — мы должны помочь этой женщине. То, что делает этот человек, безнравственно!»

Инопланетянин был озадачен.

272

«Ага, безнравственно. Ваши земные разговоры о том, что какие-то вещи могут быть морально плохими, нам совершенно непонятны. Мы понимаем почти все в вашем языке. Однако свойство безнравственности остается для нас загадкой. Мы не можем найти следов этого свойства. Мы стремимся получить полную теорию Вселенной. Мы не хотим чего-то пропустить. Пожалуйста, покажите мне безнравственность!»

Вэтью смутилась. Она показала в окно и сказала: «Но разве вы не видите, что то, что делает этот человек, безнравственно?»

Инопланетянин внимательно всматривается в сцену за окном. Затем поворачивается к Вэтью.

«Нет, не вижу. Ваше выражение «видеть безнравственность» представляется мне весьма странным. У нас, как и у вас, пять органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако мы не можем обнаружить того свойства, которое вы называете безнравственностью. Где оно? Посредством каких органов чувств вы его воспринимаете? Вы говорите, что можете его видеть?»

Вэтью начинает понимать смущение инопланетянина. В конце концов, единственным окном в мир являются для нас наши органы чувств. Поэтому если безнравственность является объективным свойством, то есть частью окружающего

273

нас мира, то как мы о нем узнаем? Как мы устанавливаем безнравственность?

Вэтью полагает, что сумеет рассеять недоразумение.