Питание людей
На сцене: Леклерк только что заказал еще одну порцию свиных сосисок. Селби бросает на него неодобрительный взгляд.
Леклерк: В чем дело? Я хочу поесть мяса. Почему бы мне не сделать этого, раз хочется?
Селби: Потому что это связано с убийством живого существа.
Леклерк: Ну и что в этом плохого?
Селби: Как вы думаете, нравственно ли убить человека только для того, чтобы насытиться его мясом?
Леклерк: Вы имеете в виду каннибалов? Конечно, нет!
Селби: Тем не менее вы соглашаетесь с тем, что можно убивать и поедать поросенка, коров и цыплят?
Леклерк: Да.
Селби: Но тогда вы должны объяснить, почему безнравственно убивать и поедать людей, но это допустимо в отношении других живых существ. Какая разница между нами и животными оправдывает такое к ним отношение?
285
Селби ставит интересный вопрос. Как мы увидим дальше, на него непросто ответить.
Несомненно, с точки зрения морали мы вполне правы, когда по-разному относимся к разным видам живых существ. Например, кдетям мы относимся иначе, чем к взрослым. Мы ограничиваем их действия, мы не допускаем их к голосованию и т.д. Но это оправданно, ибо дети недостаточно разумны для того, чтобы нести полную ответственность за свои поступки или рационально голосовать. Существует морально важная разница между детьми и взрослыми, которая и служит оправданием различного к ним отношения.
Конечно, не все различия важны с точки зрения морали. Возьмите, например, цвет кожи и пол. Когда-то чернокожие и женщины были лишены права голоса. Их свобода была существенно ограничена (кое-где все это сохраняется до сих пор). Но хотя чернокожие и женщины подвергались угнетению, разница между ними и их угнетателями не могла оправдать несправедливого к ним отношения. И когда они получили свободу и право голоса, осталось ли что-то морально значимое в расовых и половых различиях? Нет, ничего не осталось.
Тот, кто по-разному относится к людям вследствие расовых или половых различий между ними, тот исповедует расизм или маскулинизм — слепое предубеждение по отношению к тем, кто чем-то отличается.
Селби же просит Леклерка указать то морально важное различие между нами и коровами, свиньями, цыплятами, которое оправдывает наше к ним отношение, столь не похожее на наше отношение к людям. Если Леклерку не удастся найти такое различие, то его также можно обвинить в безрассудном фанатизме, который ныне многие называют родовизмом*.
* Здесь использован новый термин «spcciecism» — так сказать, приверженность своему биологическому виду, человеческому роду. «Родовизм», конечно, не очень удачный неологизм, но ничего лучшего мне в голову не пришло. — Примеч. пер.
286
Леклерк: Но позвольте, ведь вы не стали бы распространять моральные отношения на камни, облака или траву?
Селби: Думаю, что нет.
Леклерк: Так почему же вы включаете в область моральных отношений другие виды животных? Подобно камню или кустарнику, они также весьма сильно отличаются от нас. Вы должны еще объяснить, почему их можно включить в область моральных отношений.
Селби: Ну, во многих отношениях они похожи на нас. Свинья, например, способна наслаждаться жизнью, пусть и в ограниченных пределах. Хотя сфера удовольствий, доступных для свиньи, весьма невелика по сравнению со сферой удовольствий человека, тем не менее свинья, как гласит известная поговорка, может быть счастлива. Но камень не может быть счастлив.
Леклерк: Это верно.
Селби: Но разве счастье или страдание других живых существ не будят в нас нравственного чувства? Почти каждый из нас, в том числе и вы. согласится, что это затрагивает наши нравственные чувства. Разве кто-нибудь сочтет морально приемлемым ради шутки замучить свинью до смерти, тыкая в нее раскаленной кочергой?
Леклерк: Нет, такая шутка была бы отвратительна.
Селби: Вероятно, вы будете считать, что тот, кто так мучает животных, заслуживает осуждения и, может быть, даже уголовного наказания. Тем не менее, хотя большинство людей охотно распространяют такие моральные и даже правовые нормы на свиней, они совершенно спокойно смиряются с мыслью о том, что тех же самых свиней убивают ради того, чтобы накормить нас их мясом. Что вы на это скажете?
- 5. В логовище релятивиста
- 6. Может ли машина мыслить?
- 7. Существует ли бог?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- 16. Тайна значения
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- 18. Странный мир чисел
- 19. Что такое знание?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- 21. Можно ли это есть?
- Введение
- Что такое философия?
- Применение философии к жизни
- Другие основания мыслить философски
- Как пользоваться этой книгой
- 1. Откуда появилась вселенная?
- Что вызвало Большой Взрыв?
- Был ли Большой Взрыв вызван Богом?
- Какова причина Бога?
- Где север у Северного полюса?
- Непостижимая тайна
- Заключение
- Какие главы читать дальше?
- 2. Чем плох гомосексуализм?
- Апелляция к Библии
- «Гомосексуальность неестественна»
- «Гомосексуализм грязен»
- «Гомосексуализм вреден и опасен»
- «Гомосексуализм развращает молодежь»
- «Гомосексуалисты неразборчивы и непостоянны»
- «Гомосексуалисты относятся друг к другу как к средству, а не цели»
- Гомосексуализм и «семейные ценности»
- Что читать дальше?
- 3. Изолированный мозг
- Мозг в сосуде
- Гипотезы «Мозг-в-сосуде»
- Другая гипотеза о мозге в сосуде
- Можно ли опровергнуть скептицизм? Ответ с точки зрения обыденного языка
- «Невидимый булыжник»
- Отказ от ответа
- Невероятная истина?
- Что читать дальше?
- 4. Возможны ли путешествия во времени?
- Машина времени Бассета
- Замедляющие пилюли
- Путешествие ограничено скоростью света
- Герберт Уэллс и машина времени
- «Прыжки во времени»
- Биография супермена и петли причинности
- Случай с терминатором
- Случай с Джоном Кеннеди
- Распространенный аргумент против путешествий во времени
- Фатализм и путаница относительно путешествий во времени
- Что читать дальше?
- Заключение
- 5. В логовище релятивиста
- Введение
- 1. Осуждение Олафом стерилизации жен шин
- 2. Зашита астрологии Великим магом
- Интересный и скучный релятивизм
- Инструменты мысли: интересный релятивизм против скучного
- Все ли истины относительны? Возражение Платона
- Моральный релятивизм
- Выступление против «тирании» традиционного логического и научного мышления
- Крушение релятивизма относительно разума
- Концептуальный релятивизм
- Является ли концептуальный релятивизм скучным?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 6. Может ли машина мыслить? Кимберли и Эмит
- Мысленный эксперимент Серля с китайской комнатой
- «Нужный материал»
- Искусственный мозг Эмита
- Замена нейронов у Кимберли
- Что читать дальше?
- 7. Существует ли бог?
- Оправдание веры в Бога
- Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)
- Естественный отбор
- Рычаги управления универсумом
- Средства мышления: лотерейная ошибка
- Проблема зла
- 1. Божье наказание
- 2. Бог дает нам свободу
- 3. Страдания делают нас добродетельными
- Орулия мысли: бритва Оккама — «делай проще!»
- Религиозный опыт
- Верование
- Не является ли атеизм также предметом «верования»?
- Верование, разум и Элвис Пресли
- Заключение
- Что читать дальше
- 8. Удивительные рассуждения рационального дантиста
- У дантиста
- Личное сознание
- Рассуждение по аналогии
- Проблема с аргументом по аналогии
- Скептицизм по поводу других сознаний
- Орудия мысли: как нельзя отвечать скептику
- Рационален дантист или просто безумен?
- 1. Защита аргумента по аналогии
- 2. Подход логического бихевиориста
- Атака зомби
- Заключение
- Что читать дальше?
- 9. Неужели это искусство?
- Что такое произведение искусства?
- Орулия мысли: поиск необхолимых и достаточных условий
- Метод контрпримеров
- Сократ и метод контрпримеров
- Витгенштейн о семейном сходстве
- Можно ли искусство определить формулой?
- Институциональная теория
- Критика институциональной теории
- «Игра в определения»
- Что читать дальше?
- 10. Возможна ли нравственность без бога и религии?
- Аргумент в защиту существования Бога
- Опровержение распространенного аргумента Платоном
- Реплика: «Но Бог есть добро!»
- Аргумент: наставление нуждается в наставнике
- Опровержение аргумента о наставнике
- Будем ли мы добрыми без Бога?
- Зависит ли моральное знание от религии?
- Что читать дальше?
- Заключение
- 11. Является ли креационизм научным?
- Креационизм против ортодоксальной науки
- Как креационисты защищают свою теорию
- Фальсификационизм
- Фальсификационистская критика креационизма
- Ответ креационистов
- Всякое ли изменение ad hoc недопустимо?
- Не являются ли кошки секретными агентами марсиан?
- Подтверждение
- Находит ли креационизм строгое подтверждение?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 12. Проектируемые дети
- Выбор пола
- Ум и здоровье
- Не слишком ли велик риск?
- Синдром сконструированного ребенка
- Евгеника и нацизм
- Бессмертие
- Выделение нового класса
- Что читать дальше?
- 13. Загадка сознания
- Сфера личного сознания
- Что переживает летучая мышь?
- Две конкурирующие теории сознания
- Субстанции и свойства
- Аргумент против дуализма
- Мэри в черно-белой комнате
- Пробел в объяснении
- Аналогия с жизнью
- Заключение: тайна
- Орудия мысли: ошибка замаскированного человека
- Что читать дальше?
- 14. Почему мы ожидаем, что солнце завтра взойдет?
- Абсурдный вывод?
- Орудия мысли: индуктивное и дедуктивное рассуждение
- 1. Дедуктивные умозаключения
- 2. Индуктивные умозаключения
- Почему индукция важна?
- Неоправданное предположение
- Проблема круга
- «Однако индукция работает, не так ли?»
- Поразительный вывод
- Объяснение нашей веры Юмом
- Орудия мысли: основания и причины — два способа объяснить, почему люди во что-то верят
- Заключение
- Что читать дальше?
- 15. Заслуживаем ли мы наказания?
- Дивни защищается
- Строгий детерминизм
- Моральная ответственность
- Чувство свободы
- Позиция совместимости
- Проблема для точки зрения совместимости
- Учение о свободе воли: сверхъестественная душа
- Другая индетерминистская позиция
- Приговор
- Заключение
- Что читать дальше?
- 16. Тайна значения
- Откуда берется значение?
- Я счастлив.
- Значение как «внутренний» процесс
- Теория значения Локка
- Как выбрать «красный» объект
- Распространенное истолкование
- Аргумент 1: как выбрать правильный внутренний объект?
- Аргумент 2: как получает свое значение внутренний объект?
- Движение по кругу
- Значение и употребление
- Что читать дальше?
- 17. Убить мэри, чтобы спасти джоди
- Случай с Джоди и Мэри
- Утилитарный подход
- Случай с трансплантацией
- Орулия мысли: принцип утилитаризма
- Возможные следствия
- Случай с космонавтами
- Пример с подводной лодкой
- Исключения из правила «Не убий»
- Почему врачи Манчестера не обязательно являются утилитаристами
- Уважение обоих множеств моральных интуиций
- Трудный вопрос
- Приложение: можно ли было не считаться с решением родителей?
- Что читать дальше?
- 18. Странный мир чисел
- Облицовка кафелем ванной
- Конвенционализм
- Математические факты
- Два вида истин
- Странный мир чисел
- Почему наши ощущения не могут подтвердить математических утверждений?
- Почему математика не может быть чем-то «внешним»
- Математическая «интуиция» и решение Платона
- Почему математика должна быть чем-то «внешним»
- Орудия мысли: рационализм — эмпиризм
- Заключение
- Что читать дальше?
- 19. Что такое знание?
- Ответ Платона
- Степень обоснованности
- Проблема регресса
- Орудия мысли: сами себя обосновывающие убеждения
- Орудия мысли: возражение Геттиера против теории Платона
- По какой причине Джим верит в то, что на столе лежит апельсин?
- Похож ли человек на термометр?
- Знание о динозаврах
- Решение проблемы регресса
- Орудия мысли: разъяснение примера с фиолетовым «порше»
- Случай с телепатом Сарой
- Что читать дальше?
- 20. Похожа ли мораль на очки?
- Как мы устанавливаем аморальность?
- Вывод о безнравственности
- Сущее и должное
- Головоломка
- Решение Юма
- Джордж Мур и «интуиция»
- Три варианта очковой модели
- Почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность
- Почему безнравственность похожа на округлость?
- Заключение
- Что читать дальше?
- 21. Можно ли это есть?
- Питание людей
- «Животные глупы»
- «Большинство людей считают нравственно оправданным есть мясо»
- «Животных как раз и разводят для получения пиши»
- «Нам требуется мясо»
- «Для нас естественно есть мясо»
- «Но ведь животные едят животных»
- «Способность быть потенциально нормальным»
- «Можно ли убивать мух?»
- «У животных нет души»
- Ханжеский ответ
- Заключение
- Что читать дальше?
- 22. Пересалка мозга, «телепортация» и загадка персонального тождества
- Биологическая теория
- Случай пересадки мозга
- Проблема для биологической теории
- Мозговая теория
- Мозговой транслятор
- Орудия мысли: философия и научная фантастика
- Теория потока
- Создание двух «я»
- Орулия мысли: смешение двух видов «идентичности»
- Дополнение теории потока
- Удваивающая пушка
- Загадка
- Что читать дальше?
- 23. Чудеса и сверхъестественное
- Визит к телепату
- В каком смысле «происходят чудеса»
- Сверхъестественные чудеса
- Наша тяга к чудесному
- Жульничество
- Техника «телепата»
- Орудия мысли: Умный Ганс
- Самообман и власть внушения
- Чудеса и Бог
- Один из главных аргументов Юма против существования чудес
- Что читатьдальше?
- Заключение
- 24. Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях
- 1. «После этого, значит, по причине этого» (ошибка суеверия)
- 2. Аргумент от авторитета
- 3. Соскальзывание
- 4. Ложная дилемма (уловка продавца)
- 5. Стремиться только к подтверждениям (излюбленная уловка всех политиков)
- 6. Ошибка картежника
- 7. Круг в обосновании (известен также как «предвосхищение основания»)
- 8. Ошибка утверждения следствия
- 25. Семь парадоксов
- Парадокс 1: истину или ложь высказывает человек?
- Парадокс 2: парадокс сорита
- Песочница Дженни
- Лысина Боба
- Парадокс 3: хвастливый цирюльник
- Парадокс 4: Ахиллес и черепаха
- Парадокс 5: вороны
- Парадокс 7: «Санта Клаус не существует»
- Общий совет для решения парадоксов
- Парадокс 1
- Парадокс 2
- Парадокс 3
- Парадокс 4
- Парадокс 5
- Парадокс 6
- Парадокс 7
- Содержание
- 170002, Россия, г. Тверь, пр. Чайковского, 27/32
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.