logo search
lou-filosofsky_trening-2007

Орудия мысли: возражение Геттиера против теории Платона

Имеется еше одна причина, побуждающая отвергнуть теорию, согласно которой знание есть обоснованное истинное убеждение. В 1963 г. философ Эдмунд Геттиер (Gettier) (р. 1927) опубликовал трехстраничную статью, в которой показал, что обоснованное истинное убеждение не тождественно знанию*.

Вот один из контрпримеров в духе Геттиера.

Случай с фиолетовым «порше». Допустим, я вижу на стоянке возле колледжа фиолетовый «порше». Это приводит меня к убеждению в том, что Дженнингс, который, как мне известно, ездит на фиолетовом «порше» (весьма необычном автомобиле) и редко посещает колледж, сегодня находится в колледже. Мое убеждение в том, что Дженнингс находится в колледже, обосновано. Однако как раз этот фиолетовый «порше» не принадлежит Дженнингсу, кто-то совершенно случайно припарковал такой же автомобиль возле колледжа. Но все-таки Дженнингс действительно находится в колледже: его фиолетовый «порше» находится в ремонте, и он приехал на трамвае. Так знаю ли я, что Дженнингс находится сегодня в колледже?

В этом случае у меня имеется истинное убеждение, которое обосновано. Таким образом, согласно определению знания Платоном и Пиджином, я знаю, что Дженнингс сегодня

* E.L. Gettier, «Is Justified True Belief Knowledge?», Analysis (1963) (Русский перевод: Гетгиер Э. Является ли знанием истинное и обоснованное мнение? — Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998, с. 231—233). Геттиер построил несколько остроумных контрпримеров, показывающих, что субъект может обладать обоснованным истинным убеждением, но при этом, очевидно, не обладает знанием. — Примеч. автора.

262

находится в колледже. Но вряд ли можно сказать, что я об этом знаю. Почему? Потому что мое обоснование убеждения в том, что Дженнингс находится в колледже, не имеет связи с тем положением дел, которое делает мое убеждение истинным. Наличие фиолетового «порше» на стоянке возле колледжа на самом леле никак не связано с пребыванием в коллелже Аженнингса, несмотря на то, что оно оправдывает мое убеждение, что он там находится. В некотором смысле я могу только угалать: это чистая случайность, что мое убеждение оказалось истинным.

Вот еше один контрпример в духе Геттиера.

Забег с прелрешенным результатом. Допустим, некий человек, который всегда был для меня в высшей степени надежным источником информации, сказал мне, что результат следующего забега предрешен — выиграет Черная Красавица, поскольку все жокеи были подкуплены. Это приводит меня к убеждению в том, что победит Черная Красавица. Учитывая сказанное, у меня есть основание считать, что Черная Красавица победит. Допустим теперь, что неведомо для меня подкуп жокеев не удался и лошади бегут, как обычно. Однако случается так, что Черная Красавица побеждает. Знал ли я, что Черная Красавица выиграет?

• Опять-таки кажется, что я об этом не знал, хотя у меня было истинное и обоснованное убеждение.

Резюмируем: у вас может быть истинное убеждение и достаточно хорошие основания придерживаться его, но все-таки у вас может не быть знания.