logo search
lou-filosofsky_trening-2007

Почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность

Все эти три теории объясняют, почему инопланетянин не может обнаружить безнравственность, хотя каждая из них делает это по-своему.

Согласно субъективизму, когда Вэтью говорит: «Воровство безнравственно», она выражает свое личное осуждение воровства. Чтобы обнаружить тот факт, который делает ее высказывание истинным, инопланетянин должен исследовать саму Вэтью.

Согласно интерсубъективизму, когда Вэтью говорит: «Воровство безнравственно», она выражает осуждение воровства тем сообществом, членом которого она является. Поэтому, чтобы установить, правду ли говорит Вэтью, инопланетянин должен исследовать, что испытывает Вэтью и ее сообщество по отношению к воровству.

Согласно эмотивизму, Вэтью вообще не высказывает никакого утверждения, поэтому никакие факты не нужны для того, чтобы сделать истинным ее высказывание. Не существует «факта» безнравственности воровства. Искать его для инопланетянина было бы бессмысленно.

Вместе с тем, хотя очковая модель справляется с проблемой объяснения получения морального знания, наши моральные высказывания обладают одной особенностью, которой эта модель понять не может. По-видимому, любой вариант очковой модели, сколь бы изощренным он ни был, устраняет возможность моральных ошибок — тех ошибок, которые мы фактически можем совершать.

Возьмем, например, субъективизм. Согласно субъективизму, когда я говорю «Убийство аморально», я утверждаю, что лично я осуждаю убийство. Но тогда у меня нет возможности ошибиться относительно любой безнравственности (если, конечно, я руководствуюсь своими чувствами). Если я чувствую, что убийство безнравственно, то это и делает убийство безнравственным (по крайней мере для меня). Но если Макс

280

чувствует, что убийство нравственно, то он также прав: для него убийство является нравственным. С точки зрения субъективизма, мы оба правы.

Но ведь это же абсурд! Для индивида должна существовать хотя бы возможность ошибаться относительно того, что нравственно, а что — безнравственно. Употребляя моральные понятия «нравственно» и «безнравственно», мы говорим о свойствах, которые «как-то существуют» независимо от того, какое впечатление производят на нас окружающие вещи. В таком случае только одно то, что какой-то поступок нам кажется безнравственным, еще не гарантирует, что мы правы.

Интерсубъективизм также не признает возможности некоторых ошибок подобного рода. Согласно интерсубъективизму, когда я говорю «Убийство безнравственно», то это будет истинно в том случае, если сообщество, членом которого я являюсь, сообща чувствует, что убийство безнравственно. Для меня здесь существует возможность ошибиться (я могу ошибиться относительно того, осуждает мое сообщество нечто или нет), но у всего сообщества нет возможности совершить ошибку. Если сообщество чувствует, что убийство безнравственно, то это и делает его безнравственным (по крайней мере для этого сообщества).

Опять-таки с этим трудно согласиться. Несомненно, даже целое сообщество может совершать моральные ошибки. Древние римляне чувствовали, что бросать рабов на съедение диким зверям для их собственного развлечения морально приемлемо. Однако этот факт не делает такое развлечение приемлемым.

Наконец, рассмотрим эмотивизм. Согласно эмотивизму, когда я говорю «Убийство безнравственно», то я вообще не высказываю никакого утверждения. Но если так, то у меня опять-таки нет никакой возможности ошибиться в своих моральных оценках.

Короче говоря, возможность индивидуальных и коллективных ошибок показывает, что моральные свойства являются в конце концов объективными.

281