Входная информация
Учимся решать задачи.
Выражение вида называют двойным, или сложным радикалом.
Если подкоренное выражение представляет собой полный квадрат, то можно в двойном радикале освободиться от внешнего радикала, воспользовавшись равенством
.
Пример 1. Упростим выражение
.
Слагаемое можно рассматривать как удвоенное произведение чисел 2 и или 1 и . Число 9 должно быть равно сумме квадратов этих чисел. Очевидно, что это условие выполняется для чисел 2 и , т.е. .
Тогда получим:
.
Пример 2. Разность
является целым числом. Найдем это число.
Имеем:
Итак, на практике иногда удобно пользоваться формулами:
,
, где .
В некоторых случаях при преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни, полезно использовать тождество:
, (1)
где , причем знаки берутся или только верхние, или только нижние.
Это тождество иногда называют формулой сложного радикала.
Чтобы доказать равенство (1), заметим, что при левая и правая его части являются положительными числами.
Возведя левую часть равенства (1) в квадрат, получим . Возведя правую часть равенства (1) в квадрат, получим:
Итак, квадраты обеих частей равенства (1) равны, а так как эти числа положительные, то равенство (1) доказано.
Пример 3. Преобразуем выражение
.
По формуле радикала имеем:
С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из заданий вам необходимо выполнить. В случае трудностей обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.
Задание 1. Верно ли равенство:
а) ; б) ?
Ответ обоснуйте.
Задание 2. Удовлетворяет ли число неравенству ?
Задание 3. Освободитесь от внешнего радикала, представив подкоренное выражение в виде квадрата:
а) ; в) ; д) ;
б) ; г) ; е) .
Задание 4. Вычислите:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Задание 5. Разность является целым числом. Найдите это число.
Задание 6. Разность является целым числом. Найдите это число.
Задание 7. Докажите, что значение выражения является целым числом:
а) ;
б) .
Задание 8. Упростите сложные радикалы:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Задание 9. Докажите равенство:
а) ;
б) .
Задание 10. Упростите выражение .
Задание 11. Докажите, что выражение
равно 2, если ; равно , если .
Задание 12. Докажите, что .
Задание 13. Докажите, что
.
Задание 14. Упростите выражение:
а) ; б) .
Рубрика «Ваш помощник»
К заданию 2. Да.
К заданию 3. а)
;
б) ;
в) .
К заданию 4. а) 2; б) ; в) 2; г) 10.
К заданию 5. Имеем:
= .
К заданию 6. .
К заданию 8. а) ; в) .
К заданию 11. Преобразуем данное выражение, применив формулу сложного радикала, или воспользуемся методом подстановки: .
К заданию 12. Приведем знаменатели дробей к виду:
;
.
Затем выполним преобразования, указанные в условии задачи.
К заданию 13. Рассмотрим произведение двух последних радикалов. Оно будет равно . Произведение этого и второго радикала будет равно . Значит, все произведение будет равно единице.
- Модуль 1. Числовые и линейные неравенства
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Входная информация
- Практическая часть
- «Линейное неравенство с одной переменной»
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Линейных неравенств
- Входная информация
- Практическая часть
- Устные упражнения
- 10 Класс.
- Рубрика «Ваш помощник»
- Сводящихся к линейным неравенствам
- Входная информация
- 1) Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится неравенство, равносильное исходному;
- 2) Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится неравенство, равносильное исходному;
- 3) Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится неравенство, равносильное исходному.
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Краткие исторические сведения о неравенствах
- Интересно знать
- Кто сильнее?
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Рубрика “Ваш помошник”
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика «Ваш помощник»
- Практическая часть
- 5) Найденные множества решений объединяют и записывают ответ.
- Практическая часть
- Входная информация
- Практическая часть
- Рубрика “Ваш помощник”
- Входная информация.
- Рубрика “Ваш помощник”
- Краткие исторические сведения о неравенствах
- Интересно знать
- Кто сильнее?
- Нематематики о математике
- Практическая часть
- Содержащих квадратные корни
- Входная информация
- Практическая часть
- Входная информация
- Входная информация
- Математическая мозаика Из истории введения действия извлечения квадратного корня из числа
- Интересные задачи
- Софизмы
- А. Эйнштейн
- Модуль 4.
- Квадратные уравнения.
- Уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям
- Входная информация
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- Рубрика «Ваш помощник»
- На линейные множители
- Входная информация
- Упражнения
- Рубрика «Ваш помощник»
- Уэ 5. Теорема Виета
- Входная информация
- Рубрика «Ваш помщник»
- Входная информация
- Входная информация
- Практическая часть
- Устные упражнения
- Рубрика «Ваш помощник»
- Входная информация
- С целыми коэффициентами
- Практическая часть
- Учимся доказывать теоремы
- Содержание