logo
Курс лекций по математике

Упражнения

1. О каких величинах идет речь в следующих предложениях:

а) Груши дороже яблок.

б) Книга тяжелее тетради.

в) Таня выше Светы.

2. Какие величины могут характеризовать следующие объекты: а) карандаш; б) человек; в) озеро?

3. Имеются два куска проволоки. Каким образом можно сравнить их длины, не прибегая к измерению? Какими могут быть результаты сравнения?

4. Как можно сравнить массы двух предметов, не определяя массу каждого из них? Какими могут быть результаты сравнения?

5. На рисунке 119 изображены два прямоугольника, имеющие площади А и В. Постройте прямоугольник, площадь которого равна:

    1. А+ В

    2. 3∙А

    3. 1/2∙В

    4. В-А

6. Разбейте на классы тремя способами следующие величины:

А – высота дерева; В – 16кг; С – масса доски; D – 25 см; E – возраст дерева; M – площадь доски; H – 13 с; K – 26 м; L – длина веревки; Р – толщина доски. 7. Назовите стандартные единицы, с помощью которых можно измерить величины, указанные в таблице. Запишите их.

Длина

Масса

Ширина

Объем

Время

Высота

Количество

8. О каких величинах идет речь в следующих предложениях:

В одной коробке 25 яблок, а в другой 30 яблок.

15 яблок дороже, чем 8 груш.

В одном ящике 20 кг овощей, а в другом 12 кг овощей.

9. Какие из данных величин можно сравнить между собой:

1500 м; 2,5 км; 18 штук; 8 десятков;

3 ц; 1 км 500 м; 299 кг; 18 пар.

10. Сравните величины:

56 мин и 7/10 ч;

3/50 м и 4/5 дм;

1,5 см и 3/20 дм;

5/4 кг и 1250 г.

11. Назовите объект, его величину, численное значение и единицу измерения величины в каждом из следующих пред­ложений:

а) В коробке 8 кг яблок.

б) Глубина оврага 2 м.

в) Площадка садового участка 6 соток.

г) В сервизе 6 тарелок.

д) Рост девочки 1 м 20 см.

Назовите величины и объекты, о которых говорится в задаче:

а) За тетради заплатили х р., а за карандаши на / р. меньше. Сколько стоили карандаши?

б) Мешок картофеля тяжелее ящика с луком на 2 кг. Какова масса мешка картофеля, если масса ящика с луком z кг?

в) На первой полке стояло х книг. На второй на у книг больше, а на третьей на z книг меньше, чем на первой полке. Сколько книг стояло на трех полках?

  1. Назовите величины, о которых говорится в задаче, и действия с ними, которые будут выполнены в процессе ре­шения:

а) В ящике было 24 кг апельсинов. Сначала из него взяли 5 кг, а потом в 3 раза больше, чем в первый раз. Сколько апельсинов осталось в ящике?

б) Для вышивания первого узора нужно 24 м ниток, для второго в 6 раз меньше, а для третьего - на 16 м больше, чем для первого. Хватит ли 7 катушек для вышивания всех узоров, если в каждой катушке по 10 м ниток?

14. Решите задачи, предварительно установив, в чем их сходство и различие:

а) Со склада отправили в столовую и в магазин 8 машин с овощами. Магазин получил 24 т овощей, а столовая – в 3 раза меньше. Сколько машин с овощами отправили в магазин и сколько в столовую, если масса овощей в каждой машине была одинаковой?

б) Со склада отправили в столовую и в магазин несколько машин с овощами. Масса овощей в каждой машине была одинаковой. Магазин получил 24 т овощей, а столовая – в 3 раза меньше. Сколько машин с овощами отправили со склада, если в столовую отправили 2 машины?

Лекция 39. Натуральное число как результат измерения величины

План

1. Смысл натурального числа, полученного в результате измерения величины. Смысл суммы и разности

2. Смысл произведения и частного натуральных чисел, полученных в результате измерения величин