logo
Курс лекций по математике

3. Осуществление плана решения задачи

Назначение данного этапа найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с планом.

Для текстовых задач, решаемых арифметическим способом, исполь­зуются следующие приемы:

Приведем примеры различных записей плана решения задачи: «На поезде, скорость которого 56 км/ч, турист проехал 6 ч. После этого ему осталось проехать в 4 раза больше, чем он проехал. Каков весь путь туриста?»

1. Запись решения по действиям с пояснением к каждому выполненному действию.

  1. 56 ∙ 6 = 336 (км) - турист проехал за 6 ч

  2. 336 ∙ 4 = 1344 (км) - осталось проехать туристу

  3. 336 + 1344 = 1680 (км) - должен был проехать турист.

Если пояснения даются в устной форме (или совсем не даются), то запись будет следующей: 1)56 ∙ 6 = 336 (км) 2)336 ∙ 4= 1344 (км) 3)336+ 1344= 1680 (км)

2. Запись решения по действиям с вопросами:

  1. Сколько километров проехал турист на поезде? 56 ∙ 6 = 336 (км)

  2. Сколько километров осталось проехать туристу? 336∙ 4= 1344 (км)

  3. Сколько километров турист должен был проехать? 336 + 1344 = 1680(км)

3. Запись решения в виде выражения.

Запись решения в этой форме осуществляется поэтапно. Сначала записываются отдельные шаги в соответствии с планом, затем со­ставляется выражение и находится его значение. Так как обычно это значение записывают, поставив после числового выражения знак равенства, то запись становится числовым равенством, в левой час­ти которого - выражение, составленное по условию задачи, а в пра­вой -- его значение, оно-то и позволяет сделать вывод о выполнении требований задачи.

Так, для рассматриваемой задачи эта форма записи имеет вид:

56 • 6 (км) - расстояние, которое проехал турист на поезде за 6 ч

56•6•4 (км) - расстояние, которое осталось проехать туристу

56•6 + 56•6•4 (км) - путь, который должен проехать турист

56•6 + 56•6•4 = 1680 (км)

Пояснения к действиям можно не записывать, а давать их в устной форме. Тогда запись решения задачи примет вид: 56•6 + 56•6•4 = 1680 (км)