Упражнения
1. Установите, для решения каких задач используются следующие
алгоритмы:
А л г о р и т м А.
1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Складываю единицы: 4 + 2 = 6.
Складываю десятки: 6 + 4 = 10, десять десятков равны одной сотне. Пишу под десятками 0, а одну сотню запомню и прибавлю к сотням.
Складываю сотни: 2 + Я = 7, да еще 1, получится 8. Пишу 8 под сотнями.
5) Читаю ответ: 806. А л г о р и т м Б.
Отметь на листе бумаги точку О.
Установи раствор циркуля равным длине отрезка АВ.
Поставь ножку циркуля в точку О.
Проведи окружность.
2. Объясните, почему следующая программа действий является алгоритмическим предписаннем:
Собери портфель
Открой портфель.
Положи в портфель тетради.
Положи в портфель учебники.
Положи в портфель карандаш.
Положи в портфель ручку.
Закрой портфель,
3. Является ли следующая программа действий алгоритмом или алгоритмическим предписанием
А. Измерение длины отрезка АВ.
Совместить линейку с отрезком АВ, совместив О с А.
Отметить число, соответствующее точке В.
Записать полученное значение.
Б. Построение биссектрисы угла (рис.63).
Рис.63
1) Провести циркулем дугу окружности, пересекающую стороны данного угла, и с центром в вершине угла.
Обозначить точки пересечения душ окружности со сторонами угла буквами А и В
Провести окружность с центром в точке А и тем же радиусом.
Провести окружность с центром в точке В и тем же радиусом.
Обозначить одну из точек пересечения окружностей буквой С.
Провести луч из вершины угла через точку С.
4. Составьте алгоритм вычисления по формуле:
а) у = (5х -3) (2х + 7);
б) у = 2 (х + 8)-1.
5. По приведенному алгоритму восстановите формулу для вычисления значения у:
Умножить х на 4, обозначить результат R₁.
Сложить R₁, с числом 7, обозначить результат R₂.
Разделить R₂ на х, считать результат значением у.
6. Алгоритм получения кипятка задан при помощи блок-схемы
Какой вид будет иметь блок-схема этого алгоритма при условии, что:
а) в чайнике уже есть вода;
б) плита включена?
7. Составьте алгоритм вычисления в миллиметрах длины ломаной, состоящей из:
а) двух звеньев; 6) пяти звеньев.
8. Составьте алгоритм построения отрезка длиной 5 см. Какие изменения произойдут в нем с изменением длины отрезка?
9.Составьте и запишите алгоритм построения на клетчатой бумаге квадрата со стороной
5 см. Какие изменения надо внести в него, чтобы построить квадрат: а) со стороной 5 см на нелинованной бумаге; б) со стороной любой длины?
Приемы построения алгоритмов
При изучении математики у школьников формируются такие действия, как действие планирования своей деятельности, оценка ее результата, поиска плана решения задачи, чтения учебных текстов, и другие. Если все эти действия проанализировать, то можно составить алгоритмические предписания по их выполнению, а затем использовать как ориентиры для разных видов деятельности. Например, алгоритмическое предписание поиска плана решения задачи может быть таким:
Прочитайте задачу.
Выделите, что дано и что нужно найти в задаче.
Укажите объекты, о которых говорится в условии.
Выясните, как связаны данные объекты и те, которые требуется найти.
Подумайте, как на основании имеющихся у вас знаний об объектах, о которых идет речь, ответить на требования задачи.
Составьте план предполагаемого решения.
Кроме общих учебных действий при изучении математики формируются действия, связанные с освоением конкретного материала. Многие из них носят алгоритмический характер, поэтому для овладения ими целесообразно составлять предписания. В частности, к таким действиям относятся: усвоение нового определения понятия (правила, свойства, теоремы); распознавание принадлежности объекта объему данного понятия; нахождение значения переменной по формуле; решение однотипных задач и др.
Таким образом, обучение математике требует от учителя умения строить алгоритмические предписания. Какие приемы при этом можно использовать?
Для построения любого алгоритмического предписания прежде всего необходимо выделить четкую последовательность элементарных шагов, приводящих к требуемому результату. Каждый такой шаг представляет собой операцию, ранее сформировавшуюся у исполнителя. Когда алгоритм описывается словесно, - это отдельные указания, пункты. Если он формулируется на языке блок-схем, то это отдельные блоки. Непосредственное же построение алгоритма всегда происходит с применением некоторого приема.Это приемы пошаговой детализации, решение частных задач, приемы на основе определений, формул и др.
Все они могут быть разбиты на две группы. К первой группе относятся приемы, на основе которых построение алгоритма осуществляется путем «развития» его «вглубь» и выявления все более частных его особенностей.Ко второй группеотносятся приемы, на основе которых построение осуществляется путем «восхождения» к алгоритму от решения частных задач.
Один из наиболее распространенных приемов первой группы – прием пошаговой детализации (или прием последовательного уточнения). Идея пошаговой детализации заключается в том, что на каждом этапе происходит уточнение уже имеющегося алгоритма. Поэтому при применении данного приема: 1) сначала алгоритм строится в крупных блоках (т.е. выделяются наиболее существенные операции); 2) определяется последовательность их выполнения; 3) крупные блоки уточняются до тех пор, пока каждая операция в алгоритме не станет понятной исполнителю.
Рассмотрим, например, как используется прием пошаговой детализации при построении алгоритма решения простейших уравнений (т.е. уравнений вида 5 + х = 8; 8 – х = 7; 5 • х = 10; х : 4 = 5 и т.д.).
1. Выделим наиболее существенные операции.
Для решения простейшего уравнения надо назвать неизвестный компонент, т.е. сначала прочитать уравнение. Затем нужно знать правило нахождения этого компонента. Далее, необходимо уметь решать уравнение. Потом провести доказательство, что полученное значение неизвестного – искомое, т.е. сделать проверку. И, наконец, записать ответ.
2. Определим последовательность выделенных операций и запишем алгоритм в крупных блоках:
1]. Прочитай уравнение.
2]. Вспомни правило, как найти значение неизвестного.
3]. Реши уравнение.
4]. Сделай проверку.
5]. Запиши ответ.
Если исполнитель (ученик) не владеет хотя бы одним из перечисленных действий, то он будет испытывать при решении уравнения определенные трудности. Поэтому непонятные ему действия должны быть уточнены. Так, например, чтобы прочитать уравнение, надо назвать арифметическое действие и компоненты. Значит, блок 1]. Можно детализировать:
Назови действие, которое указано в уравнении.
Вспомни, как называются компоненты этого действия.
Прочитай уравнение, используя название компонентов.
Если затруднения вызваны наличием в уравнении больших чисел, то можно использовать пример с аналогичным действием, что и в данном уравнении, но с небольшими числами. Поэтому алгоритм выбора действия (блок 2]) может иметь следующий вид:
Составь пример-помощник на действие, указанное в уравнении, с небольшими числами.
Установи в примере-помощнике, каким действием можно найти неизвестное число.
Вспомни правило нахождения неизвестного компонента.
Алгоритм решения уравнения, т.е. блок 3], можно также уточнить:
Примени правило и запомни выражение неизвестного компонента через известные.
Вычисли значение неизвестного.
Алгоритм проверки, т.е. блок 4] может иметь следующий вид:
Подставь в уравнение найденное значение неизвестного.
Вычисли значение левой и правой части уравнения.
Сравни эти значения.
Прием пошаговой детализации можно использовать при составлении алгоритмов решения различных задач, в частности при вычислении значений величин по формулам, при решении задач на распознавание принадлежности объекта объему данного понятия. Каждый шаг уточнения алгоритма, как правило, состоит из следующих этапов: анализ ситуации; построение более точного фрагмента; контроль правильности этого фрагмента и его связи с предшествующими.
Рассмотрим теперь прием построения алгоритмов, основанный на решении частных задач. Построение алгоритмов с помощью этого приема предполагает:
тщательный анализ разнообразных частных задач определенного класса, приводящих к различным результатам;
выявление операций и последовательности их выполнения при решении частных задач данного класса;
выявление всех логических условий, влияющих на дальнейший ход процесса и приводящих, в конце концов, к разным результатам;
определение последовательности операций для всех возможных случаев, т.е. окончательное построение алгоритма.
Составим, например, алгоритм для класса задач «решить уравнение ах = b».
Тщательно анализируем разнообразные частные задачи, приводящие к различным результатам.
А. 3х = 12 2х = - 5 0,5х = 5 3х = 0 2х = 2
х = 12:3 х = -5:2 х = 5:0,5 х = 0:3 х = 2:2
х = 4 х = -2,5 х = 10 х = 0 х = 1
Б. 0х = 5 0х = - 12 0х = 1,12 0х = 3
Решений нет
В. 0х = 0,
х – любое число.
2) Выявляем операции и последовательность их выполнения при решении частных задач.
А. Операция деления bна а.
Б, В не содержат операций.
3) Выявляем все логические условия, влияющие на дальнейший ход процесса и приводящие, в конце концов, к разным результатам.
А. Если а ≠0, то х =b:а – решение уравнения.
Б. Если а = 0 и b 0, то решений нет.
В. Если а = 0 и b = 0, то решений бесконечно много.
4) Построим окончательный алгоритм (рис. 65).
Рис. 65
- 050708 (031200) Педагогика и методика начального образования дпп. Ф. 06. Математика
- Глава I. Элементы логики
- § 1. Множества и операции над ними
- 1. Понятие множества и элемента множества
- 2. Способы задания множеств
- 3. Отношения между множествами. Подмножество. Равные множества. Универсальное множество. Круги Эйлера. Числовые множества.
- 4. Пересечение множеств
- 5. Объединение множеств
- 6. Свойства пересечения и объединения множеств
- 7. Вычитание множеств. Дополнение множества до универсального
- 8. Понятие разбиения множества на классы с помощью одного, двух, трех свойств
- 9. Декартово произведение множеств
- 10. Число элементов в объединении и разности конечных множеств
- 11. Число элементов в декартовом произведении конечных множеств
- 12. Основные понятия:
- § 2. Математические понятия
- 3. Способы определения понятий
- 4. Основные выводы
- § 3. Математические предложения
- § 4. Математическое доказательство
- 26. Схемы дедуктивных умозаключений.
- §5. Текстовая задача и процесс ее решения
- 29. Структура текстовой задачи
- 30. Методы и способы решения текстовых задач
- 31. Этапы решения задачи и приемы их выполнения
- 2. Поиск и составление плана решения задачи
- 3. Осуществление плана решения задачи
- 4. Проверка решения задачи
- 5. Моделирование в процессе решения текстовых задач
- Упражнения
- 32. Решение задач «на части»
- Упражнения
- 33. Решение задач на движение
- Упражнения
- 34. Основные выводы.
- §6. Комбинаторные задачи и их решение
- § 7. Алгоритмы и их свойства
- Упражнения
- Упражнения
- Глава II. Элементы алгебры
- § 8. Соответствия между двумя множествами
- 41. Понятие соответствия. Способы задания соответствий
- 2. Граф и график соответствия. Соответствие, обратное данному. Виды соответствий.
- 3. Взаимно-однозначные соответствия
- Упражнения
- 42. Взаимно однозначные соответствия. Понятие взаимно однозначного отображения множества х на множество y
- 2. Равномощные множества. Способы установления равномощности множеств. Счетные и несчетные множества.
- Упражнения
- 43. Основные выводы § 8
- § 9. Числовые функции
- 44. Понятие функции. Способы задания функций
- 2. График функции. Свойство монотонности функции
- Упражнения
- 45. Прямая и обратная пропорциональности
- Упражнения
- 46. Основные выводы § 9
- §10. Отношения на множестве
- 47. Понятие отношения на множестве
- Упражнения
- 48. Свойства отношений
- R рефлексивно на х ↔ х r х для любого х € X.
- R симметрично на х ↔ (х r y →yRx).
- 49. Отношения эквивалентности и порядка
- Упражнения
- 50. Основные выводы § 10
- § 11. Алгебраические операции на множестве
- 51. Понятие алгебраической операции
- Упражнения
- 52. Свойства алгебраических операций
- Упражнения
- 53. Основные выводы § 11
- § 12. Выражения. Уравнения. Неравенства
- 54. Выражения и их тождественные преобразования
- Упражнения
- 55. Числовые равенства и неравенства
- Упражнения
- 56. Уравнения с одной переменной
- 2. Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности уравнений
- 3. Решение уравнений с одной переменной
- Упражнения
- 57. Неравенства с одной переменной
- 2. Равносильные неравенства. Теоремы о равносильности неравенств
- 3. Решение неравенств с одной переменной
- Упражнения
- 58. Основные выводы § 12
- Упражнения
- Глава III. Натуральные числа и нуль
- § 13. Из истории возникновения понятия натурального числа
- § 14. Аксиоматическое построение системы натуральных чисел
- 59. Об аксиоматическом способе построения теории
- Упражнения
- 60. Основные понятия и аксиомы. Определение натурального числа
- Упражнения
- 61. Сложение
- 62. Умножение
- 63. Упорядоченность множества натуральных чисел
- Упражнения
- 64. Вычитание
- Упражнения
- 65. Деление
- 66. Множество целых неотрицательных чисел
- Упражнения
- 67. Метод математической индукции
- Упражнения
- 68. Количественные натуральные числа. Счет
- Упражнения
- 69. Основные выводы § 14
- 70. Теоретико-множественный смысл натурального числа, нуля и отношения «меньше»
- Упражнения
- Лекция 36. Теоретико-множественный подход в построении множества целых неотрицательных чисел.
- 71. Теоретико-множественный смысл суммы
- Упражнения
- 72. Теоретико-множественный смысл разности
- Упражнения
- 73. Теоретико-множественный смысл произведения
- Упражнения
- 74. Теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел
- Упражнения
- 75. Основные выводы § 15
- §16. Натуральное число как мера величины
- 76. Понятие положительной скалярной величины и ее измерения
- Упражнения
- 77. Смысл натурального числа, полученного в результате измерения величины. Смысл суммы и разности
- Упражнения
- 78. Смысл произведения и частного натуральных чисел, полученных в результате измерения величин
- 79. Основные выводы § 16
- 80. Позиционные и непозиционные системы счисления
- 81. Запись числа в десятичной системе счисления
- Упражнения
- 82. Алгоритм сложения
- Упражнения
- 83. Алгоритм вычитания
- Упражнения
- 84. Алгоритм умножения
- Упражнения
- 85. Алгоритм деления
- 86. Позиционные системы счисления, отличные от десятичной
- 87. Основные выводы § 17
- § 18. Делимость натуральных чисел
- 88. Отношение делимости и его свойства
- 89. Признаки делимости
- 90. Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель
- 2. Основные свойства наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя чисел
- 3. Признак делимости на составное число
- Упражнения
- 91. Простые числа
- 92. Способы нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел
- 93. Основные выводы § 18
- 3. Дистрибутивности:
- § 19. О расширении множества натуральных чисел
- 94. Понятие дроби
- Упражнения
- 95. Положительные рациональные числа
- 96. Множество положительных рациональных чисел как расширение
- 97. Запись положительных рациональных чисел в виде десятичных дробей
- 98. Действительные числа
- 99. Основные выводы § 19
- Глава IV. Геометрические фигуры и величины
- § 20. Из истории возникновения и развития геометрии
- 1. Сущность аксиоматического метода в построении теории
- 2. Возникновение геометрии. Геометрия Евклида и геометрия Лобачевского
- 3. Система геометрических понятий, изучаемых в школе. Основные свойства принадлежности точек и прямых, взаимного расположения точек на плоскости и прямой.
- § 21. Свойства геометрических фигур на плоскости
- § 22. Построение геометрических фигур
- 1. Элементарные задачи на построение
- 2. Этапы решения задачи на построение
- Упражнения
- 3. Методы решения задач на построение: преобразования геометрических фигур на плоскости: центральная, осевая симметрии, гомотетия, движение.
- Основные выводы
- §24. Изображение пространственных фигур на плоскости
- 1. Свойства параллельного проектирования
- 2. Многогранники и их изображение
- Тетраэдр Куб Октаэдр
- Упражнения
- 3. Шар, цилиндр, конус и их изображение
- Основные выводы
- § 25. Геометрические величины
- 1. Длина отрезка и ее измерение
- 1) Равные отрезки имеют равные длины;
- 2) Если отрезок состоит из двух отрезков, то его длина равна сумме длин его частей.
- Упражнения
- 2. Величина угла и ее измерение Каждый угол имеет величину. Специального названия для нее в
- 1) Равные углы имеют равные величины;
- 2) Если угол состоит из двух углов, то его величина равна сумме величин его частей.
- Упражнения
- 1) Равные фигуры имеют равные площади;
- 2) Если фигура состоит из двух частей, то ее площадь равна сумме площадей этих частей.
- 4. Площадь многоугольника
- 5. Площадь произвольной плоской фигуры и ее измерение
- Упражнения
- Основные выводы
- 1. Понятие положительной скалярной величины и ее измерение
- 1) Масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах;
- 2) Масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, взятых вместе, равна сумме их масс.
- Заключение
- Список литературы