§1. Построение кольца р[х].
Пусть дано произвольное поле Р, его элементы будем обозначать а1, а2, ..., аn...
Определение 1. Многочленом n - й степени от одной переменной называют выражение вида: аnхn + аn-1xn-1 +...+ a1x+a0, где аiР, аn 0, n N0 = N {0}.
Замечание. аiхi - называют членом многочлена; i - степенью этого члена (если аi 0); аi - коэффициентом многочлена и соответствующего члена. Если аi = 0, то члену аiхi не приписывается никакой степени, а0х0 - член нулевой степени, если а0 0 - элемент поля Р.
Для краткой записи многочленов используют знаки f(x), g(x), h(x) и т.п.
Определение 2. Многочлен f(x)= 0хn + 0хn-1 +...+ 0х + 0 называют нуль-многочленом. Его степень также не определяется.
Определение 3. Степенью многочлена f(x) называют наивысшую из степеней его членов.
Например, f(x)=x3 + 3х7 + 4х2 + 2 , cт f (x) = 7.
Из определений (1-3) следует, что всё множество многочленов Р[х] = {f(x)| f(x) = anxn+...+ ax + а0} можно разбить на три класса:
1. нуль-многочлен f(x)=0xn+... +0х+0;
2. многочлены нулевой степени (аi Î Р);
3. многочлены степени выше нулевой f(x), g(x)...
Если даны два многочлена f(x) и g(x), то всегда можно считать, что они содержат одинаковое число членов, т.к. недостающие члены всегда можно приписать с нулевыми коэффициентами, например:
f(x) = х5 - х4 + 2x3 + 3х2 - 5х + 1
g(x) = 0х5 - 0х4 + 3х3 + х2 - 0х + 5
Понятие степени позволяет задать отношение порядка на множестве многочленов P[x]:
а) либо в порядке возрастания степени их членов, например:
f(х) = 3+4х2-5х4 + х6;
б) либо в порядке убывания степени их членов, например:
f(х) = Зх5-х3 + 2х2 + 8;
Всё вышесказанное позволяет определить понятие алгебраического равенства двух многочленов.
Определение 4. f(x), g(x) Î P[x], если
f(x) = anxn+an-1 xn-1+...+ а1x+ а0 и
g(x) = bnхn+bn-1 хn-1+…+b1+b0 , то
f(x) = g(x) (аn = bn) & (an-1 = bn-1)& ... & (a0 = b0)
Это отношение будет:
а) рефлексивно, т.к. f(x), f(x)= f(x);
б) симметрично, т.к. f(x), g(x), если (f(x)= g(x)) (g(x)= f(x));
в) транзитивно, т.к. f(x), g(x), h(x), если [f(x)=g(x)]&[g(x)=h(x)] => [f(х) = h(x)]. (Проверьте!)
Таким образом, отношение равенства многочленов есть отношение эквивалентности на множестве Р[х], в каждый класс эквивалентности попадает только один многочлен.
Замечание. Выше мы определили понятие многочлена как некоторое формальное выражение, однако понятие многочлена можно определить и с других точек зрения. Например, многочлен f(x) = anxn+an-1 xn-1+...+ а1x+ а0 можно рассматривать как арифметический вектор (а0, a1, a2,...,an, 0...0), т.к. коэффициенты многочлена определяют его однозначно. Так, по вектору (3, 5, 1) можно составить многочлен f(х)= х2 + 5х + 3.
С другой стороны, многочлен f(x) можно рассматривать как некоторую функцию, определённую на множестве Р. Поэтому отношение равенства двух многочленов каждый раз определяется по-новому (как равенство двух арифметических векторов и как равенство двух функций).
Определим на множестве Р[х] три операции:
1. f, g P[x], f + g = (an + bn)xn + (an-1 + bn-1)xn-1 + ...+ (a0 + b0)
2. f P[x] , P, f= anxn +an-1xn-1+…+a1x +a0
3. f, gP[x], fg = a0b0 + (a0b1 + a1b0)x+…+(a0bi +...+ aibi-1 + aib0)xi + +... + anbmxn+m
Замечание. Из этих определений следует, что действия сложения и умножения - это бинарные операции, действие умножения на скаляр при фиксированном , будет унарной операцией.
Пример 1. Пусть f(x) = 3х5 - 2х3 + 4, g(x) = 2х4 + х2 + 1, тогда
f(x) + g(x) = 3х5 + 2х4 + 2х3 + х2 + 5
f(x) • g(x) = (3х5 + 2х3 + 4)(2х4 + х2 + 1) = 6х9 + 3х7 + 3х5 + 4х7 + 2х5 + 2х3 + 8х4 + 4x2 + 4 = 6х9 + 7х7 + 5х5 + 8х4 + 2x3 + 4х2 + 4
3 • g(x) = 6х4 + Зх2 + 3
Свойства степени многочлена вытекают из определения операций:
1. свойство Если f(x) 0 и g(x) 0, то
cm(f(x) + g(x)) max(cm f(x), cm g(x))
2. свойство Если f(x) 0 и g(x) 0,то cm (f(x)g(x)) = cm f(x) + cm g(x)
Действительно, это следует из определения операции умножения и того, что если cm f(x) = n, значит аn 0, если cm g(x) = m, значит bm 0, тогда аnbm 0 т.к. аn ,bm P, а в поле делителей нуля нет. Поэтому член аnbmxm+n многочлена f(x)g(x) будет иметь наивысшую степень (m+n).
Это свойство позволяет сделать вывод, о том, что множество многочленов не содержит делителей нуля.
Теорема 1. Алгебра <Р[х], +, •> - является коммутативным, ассоциативным кольцом с единицей.
Доказательство.
I. Нужно проверить, что множество Р[х] - множество многочленов, замкнуто относительно указанных операций
II. Проверить выполнение следующих аксиом:
1. f, g P[x], f + g = g + f
2. f, g, h P[x], (f + g) + h = f + (g + h)
3. 0 Î P[x]: " f Î P[x], 0 + f = f + 0 = f
4. f P[x] (-f) P[x]: f + (-f) = (-f) + f = 0
5. f, g, h P[x], (f + g)h = fh + gh, h(f + g) = hf + hg
6. f, g P[x], f g = g f
7. f, g, h P[x], (f g) h = f (g h)
8. " f Î P[x], l f = f
Проверить каждую аксиому самостоятельно.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Алгебра
- Оглавление
- 1. Квалификационная характеристика бакалавра
- 2. Набор компетенций бакалавра
- 3. Рабочая программа
- 3.1. Цели и задачи дисциплины
- 3.2. Обязательные требования к минимуму содержания дисциплины
- 3.3. Распределение часов
- 3.4. Технологическая карта учебного курса «Алгебра»
- 3.5.Содержание дисциплины
- 3.5.1. Лекционный курс — 54 часа
- Лекция №21 Взаимно простые многочлены и их свойства. Наименьшее общее кратное многочленов и его свойства. Способы нахождения наименьшего общего кратного.
- 3.5.2. Практические занятия — 54 часа
- Практическое занятие №6 Перестановки и подстановки. Четные и нечетные подстановки. Определители второго и третьего порядков.
- Практическое занятие №12 Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
- 3.5.3. Самостоятельная работа — 40 часов
- 3.5.4. Темы курсовых работ
- 4. Вопросы к зачету и экзамену
- 5. ЛекцИи по алгебре
- Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.
- §1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.
- §2. Группа. Аксиомы группы.
- §3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- §4. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Глава 2. Матрицы и определители.
- §1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
- §2. Определители, их свойства.
- Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.
- Глава 4. Комплексные числа.
- Глава 5. Теория делимости в кольце z.
- §1. Отношение делимости в z и его свойства.
- §2.Нод(а, b), hok(a, b). Алгоритм Евклида.
- §3. Взаимно простые числа и их свойства.
- §4. Нок целых чисел и его свойства.
- §5. Простые числа и их свойства.
- Глава 6. Теория делимости в кольце р[х].
- §1. Построение кольца р[х].
- §2. Отношение делимости в кольце р[х] и его свойства.
- Свойства отношения делимости в кольце р[X].
- §3. Деление с остатком в кольце p[X].
- §4. Приводимые и неприводимые многочлены в кольце р[х].
- §5. Методы нахождения корней многочлена n - ой степени.
- 6. Практикум по алгебре Практическое занятие №1. Алгебры, подалгебры, гомоморфизмы алгебр.
- Практическое занятие №2. Группа, аксиомы группы. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- Практическое занятие №3. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Практическое занятие №4. Операции над матрицами. Свойства операций. Группа, кольцо и линейное пространство матриц.
- Практическое занятие №5.
- Практическое занятие №6
- Практическое занятие №12
- Практическое занятие №14
- Практическое занятие №15
- 197, 443, 739, 447, 729, 809
- Практическое занятие №17 Отношение делимости в кольце p[X]. Деление с остатком в кольце p[X].
- Практическое занятие №18 Наибольший общий делитель многочленов. Способы нахождения наибольшего общего делителя. Линейное представление наибольшего общего делителя.
- Практическое занятие №19 Наименьшее общее кратное многочленов. Способы нахождения наименьшего общего кратного многочленов.
- Практическое занятие №20 Корни многочлена. Деление многочлена на двучлен. Схема Горнера. Применение схемы Горнера к решению практических задач.
- Практическое занятие №21 Приводимые и неприводимые над данным полем многочлены. Формулы Виета.
- Практическое занятие №22 Сопряженность комплексных корней многочлена с действительными коэффициентами. Неприводимые многочлены над полем действительных чисел.
- Практическое занятие №23
- 7 . Глоссарий
- 8. Основная и дополнительная литература
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- Учебно-методический комплекс