§5. Простые числа и их свойства.
Определение 1. Натуральное число (р) называется простым, если р > 1 и не имеет положит. делителей, отличных от 1 и р.
Определение 2. Натуральное число а >1, имеющее кроме 1 и самого себя другие положительные делители, называется составным.
Из этих определений следует, что множество натуральных чисел можно разбить на три класса:
а) составные числа;
б) простые числа;
в) единица.
Если а - составное, то а = nq, где 1<n<а, l<q<a.
Задача 1. Доказать, что если aZ и р - простое число, то (а, р) = 1 v (a / р)
Доказательство.
Пусть d = (а, р) => (a /d) & (р /d), т.к. р - простое число, то оно имеет два делителя 1 и р. Если (а, р) = 1, то а и р взаимно просты, если (а, р) = р, то (а/р).
Задача 2. Если произведение нескольких сомножителей делится на р, то по крайней мере один из сомножителей делится на р.
Решение.
Пусть произведение (а1,а2,...,аk)/р, если все ai не будут делиться на р, тогда и произведение будет взаимно просто с р, следовательно, какой-то сомножитель делится на р.
Задача 3. Доказать, что наименьший отличный от 1 делитель целого числа а>1, есть число простое.
Доказательство.
Пусть aZ и а - составное число (если а = р, то утверждение доказано), тогда а = a1q.
Пусть q - наименьший делитель, покажем, что он будет простым числом. Если предположить, что q - составное число, тогда q = q1k и а = a1•q1k, т.к. q1<q, то q - уже не будет наименьшим делителем, что противоречит условию задачи. Следовательно, q - простое число.
Задача 4. Доказать, что наименьший простой делитель (р) натурального числа (n) не превосходит n .
Доказательство.
Пусть n = рn1, причем р < n1 и р - простое. Тогда n р2 => р<n .
Из этого утверждения следует, что если натуральное число (n) не делится ни на одно простое число р n , то n – простое, в противном случае оно будет составным.
Пример 1. Выяснить, будет ли число 137 простым? 11 <137 <12.
Выписываем простые делители, не превосходящие 137: 2, 3, 5, 7, 11. Проверяем, что 137 не делится на 2, на 3, на 5, на 7, на 11. Следовательно, число 137 – простое.
Теорема Евклида. Множество простых чисел бесконечно.
Доказательство.
Предположим противное, пусть p1,p2,...,pk все простые числа, где p1 = 2, а pk – самое большое простое число.
Составим натуральное число = p1p2 ...pк +1, т.к. pi , то оно должно быть составным, тогда его наименьший делитель будет простым (см. задачу 3). Однако не делится ни на p1 , ни на p2 ,…, ни на pk , т.к. 1 не делится на любое pI.
Следовательно, наше предположение о конечности множества простых чисел было неверно.
Однако существует теорема, которая утверждает, что простые числа составляют лишь небольшую часть чисел натурального ряда.
Теорема об интервалах. В натуральном ряду существует сколь угодно длинные интервалы, не содержащие ни одного простого числа.
Доказательство.
Возьмём произвольное натуральное число (n) и составим последовательность натуральных чисел (n+1)!+2, n+1)!+3,…,(n+1)!+(n+1).
В этой последовательности каждое последующее число на 1 больше предыдущего, все эти числа составные, т.к. каждое имеет более двух делителей (например, первое число делится на 1, на 2 и само на себя). При n→∞ мы получим сколь угодно длинный интервал, состоящий только из составных чисел.
Теорема Евклида и теорема об интервалах свидетельствуют о сложном характере распределения простых чисел в натуральном ряду.
Основная теорема арифметики
Любое натуральное число n>1 может быть представлено единственным образом в виде произведения простых чисел, с точностью до порядка следования сомножителей.
Доказательство.
Докажем возможность представления:
Пусть nN и n>1, если n – простое число, то n = p и теорема доказана. Если n – составное, то наименьший его делитель будет числом простым и n = p1n1, где n1<n.
Далее рассуждаем аналогично. Если n1 простое число, то теорема доказана, если n1 составное число, то n1 = p2n2 , где n2 < n1 и тогда n = p1p2n2 . На каком-то шаге получим n = p1p2 …pn , где все pi - простые числа.
Докажем единственность разложения:
Предположим, что для числа (n) есть два различных представления: n = p1p2 …pk, n = q1q2 …qn и n>k.
Тогда получим, что p1p2 …pk = q1q2 …qn (1). Левая часть равенства (1) делится на p1, тогда по свойству простых чисел (см. задача 2), по крайней мере, один из сомножителей правой части должен делиться на p1.
Пусть (q1/p1) => (q1=p1). Разделив обе части равенства (1) на p1, получим равенство p2p3 …pk = q2q3 …qn . Повторяя прежнее рассуждение ещё (k-1) раз, мы получим равенство 1 = qk+1qk+2 …qn , т.к. все qi >1, то это равенство невозможно. Следовательно, в обеих разложениях число сомножителей одинаково (k=n) и сами сомножители одинаковы.
Замечание. В разложении числа (n) на простые сомножители некоторые из них могут повторяться. Обозначая буквами 1,2,…,k кратность их вхождения в (n), получим так называемое каноническое разложение числа (n):
Пример 2.
Каноническое разложение числа 588000 = 2535372
Следствие 1. Если тогда все делители числа (n) имеют вид: где 0ii (i = 1, 2,…,k).
Пример 3. Все делители числа 720 = 24325 получим, если в выражении вместо1, 2, 3 , независимо друг от друга, будем подставлять значения: 1=0, 1, 2, 3, 4, 2=0, 1, 2, 3 = 0, 1.
Искомые делители будут равны: 1; 2; 4; 8; 16; 3; 6; 12; 24; 48; 9; 18; 36; 72; 144; 5; 10; 20; 40; 80; 15; 30; 60; 120; 240; 45; 90; 180; 360; 720.
Следствие 2. Если и то (a, b) = p11 p22 …pkk, где i = min(I, i)
[a, b] = p11 p22 …pkk , где i = max(I, i).
Пример 4. Найти НОД(a, b) и НОК(a, b), используя каноническое разложение, если
a = 24, b = 42.
(24, 42) = 23 = 6
[24, 42] = 2337 = 168
- Алгебра
- Оглавление
- 1. Квалификационная характеристика бакалавра
- 2. Набор компетенций бакалавра
- 3. Рабочая программа
- 3.1. Цели и задачи дисциплины
- 3.2. Обязательные требования к минимуму содержания дисциплины
- 3.3. Распределение часов
- 3.4. Технологическая карта учебного курса «Алгебра»
- 3.5.Содержание дисциплины
- 3.5.1. Лекционный курс — 54 часа
- Лекция №21 Взаимно простые многочлены и их свойства. Наименьшее общее кратное многочленов и его свойства. Способы нахождения наименьшего общего кратного.
- 3.5.2. Практические занятия — 54 часа
- Практическое занятие №6 Перестановки и подстановки. Четные и нечетные подстановки. Определители второго и третьего порядков.
- Практическое занятие №12 Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
- 3.5.3. Самостоятельная работа — 40 часов
- 3.5.4. Темы курсовых работ
- 4. Вопросы к зачету и экзамену
- 5. ЛекцИи по алгебре
- Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.
- §1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.
- §2. Группа. Аксиомы группы.
- §3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- §4. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Глава 2. Матрицы и определители.
- §1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
- §2. Определители, их свойства.
- Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.
- Глава 4. Комплексные числа.
- Глава 5. Теория делимости в кольце z.
- §1. Отношение делимости в z и его свойства.
- §2.Нод(а, b), hok(a, b). Алгоритм Евклида.
- §3. Взаимно простые числа и их свойства.
- §4. Нок целых чисел и его свойства.
- §5. Простые числа и их свойства.
- Глава 6. Теория делимости в кольце р[х].
- §1. Построение кольца р[х].
- §2. Отношение делимости в кольце р[х] и его свойства.
- Свойства отношения делимости в кольце р[X].
- §3. Деление с остатком в кольце p[X].
- §4. Приводимые и неприводимые многочлены в кольце р[х].
- §5. Методы нахождения корней многочлена n - ой степени.
- 6. Практикум по алгебре Практическое занятие №1. Алгебры, подалгебры, гомоморфизмы алгебр.
- Практическое занятие №2. Группа, аксиомы группы. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- Практическое занятие №3. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Практическое занятие №4. Операции над матрицами. Свойства операций. Группа, кольцо и линейное пространство матриц.
- Практическое занятие №5.
- Практическое занятие №6
- Практическое занятие №12
- Практическое занятие №14
- Практическое занятие №15
- 197, 443, 739, 447, 729, 809
- Практическое занятие №17 Отношение делимости в кольце p[X]. Деление с остатком в кольце p[X].
- Практическое занятие №18 Наибольший общий делитель многочленов. Способы нахождения наибольшего общего делителя. Линейное представление наибольшего общего делителя.
- Практическое занятие №19 Наименьшее общее кратное многочленов. Способы нахождения наименьшего общего кратного многочленов.
- Практическое занятие №20 Корни многочлена. Деление многочлена на двучлен. Схема Горнера. Применение схемы Горнера к решению практических задач.
- Практическое занятие №21 Приводимые и неприводимые над данным полем многочлены. Формулы Виета.
- Практическое занятие №22 Сопряженность комплексных корней многочлена с действительными коэффициентами. Неприводимые многочлены над полем действительных чисел.
- Практическое занятие №23
- 7 . Глоссарий
- 8. Основная и дополнительная литература
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- Учебно-методический комплекс