§1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
Пусть дано поле R. тогда таблицу вида:
, где ik R, называют матрицей порядка mn и обозначают короче ||ik || i = 1, 2, ..., n, k = 1, 2, ...,m или буквами А, В, С, ...
Любая строка этой матрицы есть n-мерный арифметический вектор, а любой столбец - m-мерный арифметический вектор.
Всю матрицу можно рассматривать как mn -мерный вектор.
Множество всех матриц с элементами из поля R принято обозначать символом Mmn(R). На некоторых подмножествах этого множества можно определить две бинарные операции (+, ) и две унарные операции (умножение матрицы на скаляр и нахождение обратной матрицы).
Операция сложения матриц определяется только для тех матриц из множества Mnm(R), которые имеют одинаковый порядок, т.е. одинаковое число строк и столбцов.
Если A = ||ik || и В=||ik ||, то А + В = С = ||ik + ik || i = 1, 2,... m, k= 1,2,...,n
Например, матрицы порядка 23 иможно сложить и в результате получим матрицу:того же порядка 2x3, а матрицы вида:и (1 3 4 5) сложить нельзя, т.к. они имеют различный порядок.
Операция умножения матриц определяется только для тех матриц из множества Mmn(R), порядки которых удовлетворяют следующему требованию: число столбцов первой матрицы должно совпадать с числом строк второй матрицы.
То есть, если матрица А имеет порядок mn, то матрица В в произведении А В должна иметь порядок ns .
Тогда А • В = С = ||Cik ||. где Cik находится по правилу: i-ая строка матрицы А умножается на k-ый столбец матрицы В (в смысле скалярного произведения).
Например, если А =и В =, то произведение А • В = С =
Найдем произведение В • А, это тоже можно сделать, так как число столбцов матрицы В совпадает с числом строк
матрицы А
•== =
Замечания:
1. Как видим, А•В В•А, то есть операция умножения матриц некоммутативна.
2. Порядок матрицы А•В связан с порядками матриц А и В, матрица А•В имеет столько же строк, сколько и матрица А и столько же столбцов, сколько их имеет матрица В.
Матрицы иперемножить нельзя, так как их порядки не удовлетворяют требуемому условию.
Операция умножения на скаляр определяется на всем множестве Mmn(R) без ограничений: ||ik ||=||ik ||
Пример 1: 3•==
Определение 1. Нулевой матрицей называется квадратная матрица вида:
0 = , у которой все элементы равны нулю.
Проверьте самостоятельно, что если матрицы А и 0 одного порядка, то А+0 = 0+А = А т.е. матрица 0 играет роль нейтрального элемента на множестве Mmn(R), относительно операции сложения.
Определение 2. Матрица (-А) называется противоположной матрице А, если (-А) + А=А+(-А) = 0
Самостоятельно проверьте, что для матрицы А = -А=
Теорема 1. Алгебра <Mnn(R), +> - аддитивная абелева группа.
Схема доказательства:
1. Множество Mnn(R) замкнуто относительно операции сложения матриц, т.к. A, B Mnn(R), (A+B=C) Mnn(R) (смотри определение операции +).
2. A, B, C Mnn(R), (A+B)+C = А+(В+С) т.к. операция сложения матриц определяется через операцию сложения действительных чисел, которая ассоциативна.
3. A, B Mnn(R), А+В = В+А, т.к. операция сложения действительных чисел коммутативна.
4. нулевая матрица 0 = такая, что"A Î Mnn(R) 0 + А = А + 0 = А
5. "A Î Mnn(R) (-A) = такая, что А + (-А) = (-А) + А = 0
Итак. <Mnn(R), +> - абелева группа.
Определение 3. Единичной матрицей называется квадратная матрица вида:
E = , у которой на главной диагонали стоят единицы, а все другие элементы равны нулю.
Проверьте самостоятельно, что если матрицы А и Е одного порядка, то А•Е=Е•А=А, т.е., что Е играет на множестве Mnn(R) роль нейтрального элемента по умножению.
Теорема 2. Алгебра <Mnn(R), +, •> - некоммутативное, ассоциативное кольцо с единицей и делителями нуля.
Для доказательства нужно проверить выполнимость всех условий в определении кольца:
1. Множество Mnn(R) замкнуто относительно операций, т.к.
"A, B Î Mnn(R), (A+B) Î Mnn(R) и (A•B) Î Mnn(R)
2. <Mnn(R), +> - абелева группа (см. теорему 1).
3. "A,B,CÎMnn(R), А•(В+С)=А•В+А•С, (В+С)•А = В•А+С•А.
4. "A, B, C Î Mnn(R), (A•B)•C = A•(B•C).
5. A, BMnn(R), A•B B•A.
6. E Mnn(R): A, (E•A = A•E =A).
Каждую аксиому проверьте самостоятельно.
Покажем, что в кольце Mnn(R) есть делители нуля, например, если
А = В =, то А•В =
Понятно, что таких матриц одного и того же порядка существует множество.
Запишите самостоятельно такие матрицы третьего порядка.
Теорема 3. Алгебра <Mnn(R), +{| R}> - линейное пространство размерности nn.
Схема доказательства:
1-4) <Mnn(R), +> - абелева группа.
5) "A, B Î Mnn(R) R: (A+B) = A+B.
6) , R AMnn(R) : ( + )A = A + A.
7) , R AMnn(R): ()•A = (A).
8) 1 • A = A.
Роль единичного базиса играет система матриц вида:
E1 = ,E2 = ,En =
Например. В пространстве R22(R) матрица А = может быть разложена по единичному базису так:
= 3+ 4+ 5+ 2
Определение 4. Ведущим (главным) элементом i-ой строки матрицы А называется первый отличный от нуля элемент этой строки.
Пример 2. А= 1 - ведущий элемент 1-ой строки, 3 - ведущий элемент 2-ой строки, 2 - ведущий элемент 3-ей строки.
Определение 5. Матрица А называется ступенчатой, если:
1. под ведущими элементами каждой её строки стоят нулевые элементы.
2. нулевые строчки стоят последними.
Пример 3. А = - ступенчатая матрица.
Определение 6. Элементарными преобразованиями матрицы называют следующие преобразования:
1. Перемена местами строк матрицы;
2. Умножение строки на число, отличное от нуля;
3. Прибавление к одной строке другой, умноженной на число, не равное нулю.
Если на множестве матриц Mnn(R), задать отношение так: А В (когда от А к В можно перейти с помощью элементарных преобразований), то это отношение будет отношением эквивалентности.
Действительно:
1. А Mnn(R), А А (очевидно).
2. "A, B Î Mnn(R), А B => B А (достаточно совершить преобразование в обратном порядке).
3. "A, B, C Î Mnn(R), (А В) & (В С) =>(А С).
Если матрицы А и В эквивалентны, то будем записывать это так: А В.
Частным случаем этого отношения будет отношение А j В (А=В)
Определение 7. Если A = ||ik || и B = ||ik || i, k = 1...n, то А = В (ik = ik)
Теорема 4. Любую ненулевую матрицу A Mnn(R) можно привести к ступенчатому виду. Доказательство проведите самостоятельно методом математической индукции по числу строк матрицы.
Пример 4. В = Û
Первую строку матрицы умножили на 2 и сложили со второй строкой, затем снова первую строчку умножили на 3 и вычли из третьей строки, затем 2-ю строчку умножили на 5, 3-ю на 4 и сложили.
Определение 8. Строчным рангом ступенчатой матрицы называется число ее ненулевых строк. Обозначение: rang A = k. В примере 4 rang В = 3.
Определение 9. Матрица A = ||aik ||, где i, к = 1,2, ..., n называется обратимой (невырожденной), если существует X Î Mnn(R): А•Х = Х•А = Е.
Докажем, что такая матрица (X) единственная для А.
Предположим противное, пусть существуют матрицы X и У, удовлетворяющие определению. Тогда (Х•А)•У=Х•(А•У) в силу ассоциативности операции умножения матриц.
Тогда: Е•У=Х•Е => (У=Х).
Матрицу X называют обратной матрицей к матрице А и обозначают А-1.
Теорема 5. Если квадратная матрица А порядка nn обратима, то строчный ранг её ступенчатой матрицы равен n.
Доказательство: Так как матрица А обратима, то А-1: А • А-1= Е (rang E=n) => (rang A=n). (Справедлива и обратная теорема. Докажите её самостоятельно).
Теорема 6. Любую обратимую матрицу A Î Mnn(R) с помощью элементарных преобразований можно привести к единичной матрице Е (т.е. матрица А эквивалентна единичной матрице Е).
Эта теорема является следствием теоремы 4.
Поэтому алгоритм нахождения обратной матрицы основан на том, что матрицы (А/Е) и (Е/А-1) - эквивалентны, и состоит в следующем:
1. К квадратной матрице А справа приписывается единичная матрица того же порядка, что и А, (А/Е);
2. С помощью элементарных преобразований от матрицы (А/Е) переходят к матрице (Е/А-1);
3. Записывают А-1 отдельно.
Замечание 1. В процессе нахождения обратной матрицы не обязательно проверять - обратима ли матрица, т.к. при элементарных преобразованиях сразу будет видно, имеет ли она обратную матрицу.
Пример 5. Найти обратную матрицу для матрицы
A = rang A=3 (проверьте), значит она обратима.
Найдем А-1
(А/Е) = Û Û => A-1 =
Проверка: А • A-1 = =
С помощью обратной матрицы можно решать матричные уравнения, в которых роль переменной играет матрица X
Пример 6. Решить в общем виде уравнение. X • A + X = B
Решение.
Чтобы матрицу X можно было вынести за скобки, нужно представить слагаемое X =Е•Х, тогда Х•(А+Е) = В. Нельзя писать, что Х•(А+1) = В, т.к. А+1 не имеет смысла во множестве Rmn(R). Если матрица (А+Е) будет невырожденной, т.е. имеет обратную матрицу (А+Е)-1, то получим уравнение X (А+Е) (А+Е)-1 = В (А+Е)-1 , т.к. умножение матриц некоммутативно, то в этом случае нужно умножать справа, тогда X • Е = В•(А+Е)-1 или Х = В•(А+Е)-1
Если матрица (А+Е) не имеет обратной матрицы, то исходное уравнение таким способом решать нельзя.
Пример 7. Решить матричное уравнение:
•X • =
Решение.
1. Представим уравнение в виде А•Х•В = С
2. Выразим матрицу X: Х = А-1•С•В-1
3. Найдем А-1 и В-1:
ÛÛ=> A-1 =
Û Û => B-1 = , тогдаX = ••=
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Алгебра
- Оглавление
- 1. Квалификационная характеристика бакалавра
- 2. Набор компетенций бакалавра
- 3. Рабочая программа
- 3.1. Цели и задачи дисциплины
- 3.2. Обязательные требования к минимуму содержания дисциплины
- 3.3. Распределение часов
- 3.4. Технологическая карта учебного курса «Алгебра»
- 3.5.Содержание дисциплины
- 3.5.1. Лекционный курс — 54 часа
- Лекция №21 Взаимно простые многочлены и их свойства. Наименьшее общее кратное многочленов и его свойства. Способы нахождения наименьшего общего кратного.
- 3.5.2. Практические занятия — 54 часа
- Практическое занятие №6 Перестановки и подстановки. Четные и нечетные подстановки. Определители второго и третьего порядков.
- Практическое занятие №12 Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
- 3.5.3. Самостоятельная работа — 40 часов
- 3.5.4. Темы курсовых работ
- 4. Вопросы к зачету и экзамену
- 5. ЛекцИи по алгебре
- Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.
- §1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.
- §2. Группа. Аксиомы группы.
- §3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- §4. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Глава 2. Матрицы и определители.
- §1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
- §2. Определители, их свойства.
- Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.
- Глава 4. Комплексные числа.
- Глава 5. Теория делимости в кольце z.
- §1. Отношение делимости в z и его свойства.
- §2.Нод(а, b), hok(a, b). Алгоритм Евклида.
- §3. Взаимно простые числа и их свойства.
- §4. Нок целых чисел и его свойства.
- §5. Простые числа и их свойства.
- Глава 6. Теория делимости в кольце р[х].
- §1. Построение кольца р[х].
- §2. Отношение делимости в кольце р[х] и его свойства.
- Свойства отношения делимости в кольце р[X].
- §3. Деление с остатком в кольце p[X].
- §4. Приводимые и неприводимые многочлены в кольце р[х].
- §5. Методы нахождения корней многочлена n - ой степени.
- 6. Практикум по алгебре Практическое занятие №1. Алгебры, подалгебры, гомоморфизмы алгебр.
- Практическое занятие №2. Группа, аксиомы группы. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- Практическое занятие №3. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Практическое занятие №4. Операции над матрицами. Свойства операций. Группа, кольцо и линейное пространство матриц.
- Практическое занятие №5.
- Практическое занятие №6
- Практическое занятие №12
- Практическое занятие №14
- Практическое занятие №15
- 197, 443, 739, 447, 729, 809
- Практическое занятие №17 Отношение делимости в кольце p[X]. Деление с остатком в кольце p[X].
- Практическое занятие №18 Наибольший общий делитель многочленов. Способы нахождения наибольшего общего делителя. Линейное представление наибольшего общего делителя.
- Практическое занятие №19 Наименьшее общее кратное многочленов. Способы нахождения наименьшего общего кратного многочленов.
- Практическое занятие №20 Корни многочлена. Деление многочлена на двучлен. Схема Горнера. Применение схемы Горнера к решению практических задач.
- Практическое занятие №21 Приводимые и неприводимые над данным полем многочлены. Формулы Виета.
- Практическое занятие №22 Сопряженность комплексных корней многочлена с действительными коэффициентами. Неприводимые многочлены над полем действительных чисел.
- Практическое занятие №23
- 7 . Глоссарий
- 8. Основная и дополнительная литература
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- Учебно-методический комплекс