§2.Нод(а, b), hok(a, b). Алгоритм Евклида.
Определение 1. Целое число dZ, (d¹0) называется общим делителем чисел a1,а2,..ak, если каждое ai(i=1,2,..., к) делится на d.
Определение 2. Целое число dZ, (d¹0) называется наибольшим общим делителем чисел a1,а2,... ,ак если:
1 d - общий делитель всех аi
2. d - делится на любой другой общий делитель этих чисел
Обозначение: НО Д (a1 ,а2,. . ak)= d или (а1 ,а2,…,ak) = d
Пример 1. Даны числа: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 48
Числа 2 и 4 являются общими делителями этих чисел Число 4 является наибольшим общим делителем данных чисел, т е НОД (4, 8, 12, 16, 20, 24, 48) = 4
Задача 1. Доказать, что d = (a, b) определяется однозначно с точностью до знака.
Доказательство.
Пусть d1 = (a, b) & d2 = (a, b) => (d1 / d2)&(d2 / d1) => [(d1 = d2) v (d1 = -d2)].
Замечание 1. Обычно берется положительное значение d = (a,b).
Существует метод, который позволяет доказать существование НОД (а, b) и находить его для любой пары целых чисел, его называют алгоритмом Евклида. Он основан на двух леммах:
Лемма 1. Если (а /b), то (a,b)=b.
Лемма 2. Если а = bq + г, где а, b, r 0, то (а, b) = (b, r).
Алгоритм Евклида.
1 Шаг. Делим а на (b¹0), если а /b, то (a, b) = b по лемме 1, если а = bq0 + r1, то (a, b)=(b, r1)
2 Шаг. Делим b на r1 если (b /r1) => (b, r1) = r1, если b = r1q1+r2, то (b, r1) = (r1, r2).
3 Шаг. Делим r1 на r2 и т. д.
Поскольку остатки, получаемые в процессе деления, убывают и являются натуральными числами, то на каком-то шаге получим остаток, равный нулю, т.е. rn-1 = rnqn и тогда (rn-1, rn) = rn.
Задача 2. Доказать, что последний неравный нулю остаток в алгоритме Евклида является наибольшим общим делителем чисел (а) и (b).
Решение: Применим к числам (а) и (b) алгоритм Евклида:
a = bqo+r1 0r1<b
b = r1q1 + r2 0 r2 <r1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
rn-2=rn-1•qn-1 +rn 0rn<rn-1
rn-1 =rnqn + 0
Из первого равенства по лемме 2 будем иметь:
(a, b) = (b, r1)
Из второго равенства алгоритма Евклида тоже по лемме 2 будем иметь (b, r1) = (r1 г2) и т. д.
Из последнего равенства (rn-1 , rn) = rn по лемме 1. Т.е. получили цепочку равенств (а, b) = (b, r1) = (r1, r2) = (r2, r3) = …..
=(rn-2, rn-1) = (rn-1, rn) = rn
Итак, (а, b)=rn.
Пример 2. Найти d = (3220,1550) с помощью алгоритма Евклида
Решение:
Итак, (3220, 1550) = 10 = r2
Задача 3. Доказать, что если d=(а,b), то х, уZ :
d = ах + by.
Решение:
Применим к числам а и b алгоритм Евклида:
а = bq0 + r1
b = r1 q1 + r2
ri = r2q2 + r3
……………………
rn-3 = rn-2qn-2 + rn-1
rn-2 = rn-1qn + d, (d = rn)
Тогда, последовательно выражая, из последнего равенства, d = rn-2 - rn-1 qn (*) из предпоследнего rn-1 = rn-3 – rn-2qn-2 и т.д.
Из первого r1 = а-bqo и последовательно подставляя их в равенство (*) получаем: d = ах + by.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Алгебра
- Оглавление
- 1. Квалификационная характеристика бакалавра
- 2. Набор компетенций бакалавра
- 3. Рабочая программа
- 3.1. Цели и задачи дисциплины
- 3.2. Обязательные требования к минимуму содержания дисциплины
- 3.3. Распределение часов
- 3.4. Технологическая карта учебного курса «Алгебра»
- 3.5.Содержание дисциплины
- 3.5.1. Лекционный курс — 54 часа
- Лекция №21 Взаимно простые многочлены и их свойства. Наименьшее общее кратное многочленов и его свойства. Способы нахождения наименьшего общего кратного.
- 3.5.2. Практические занятия — 54 часа
- Практическое занятие №6 Перестановки и подстановки. Четные и нечетные подстановки. Определители второго и третьего порядков.
- Практическое занятие №12 Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
- 3.5.3. Самостоятельная работа — 40 часов
- 3.5.4. Темы курсовых работ
- 4. Вопросы к зачету и экзамену
- 5. ЛекцИи по алгебре
- Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.
- §1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.
- §2. Группа. Аксиомы группы.
- §3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- §4. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Глава 2. Матрицы и определители.
- §1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
- §2. Определители, их свойства.
- Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.
- Глава 4. Комплексные числа.
- Глава 5. Теория делимости в кольце z.
- §1. Отношение делимости в z и его свойства.
- §2.Нод(а, b), hok(a, b). Алгоритм Евклида.
- §3. Взаимно простые числа и их свойства.
- §4. Нок целых чисел и его свойства.
- §5. Простые числа и их свойства.
- Глава 6. Теория делимости в кольце р[х].
- §1. Построение кольца р[х].
- §2. Отношение делимости в кольце р[х] и его свойства.
- Свойства отношения делимости в кольце р[X].
- §3. Деление с остатком в кольце p[X].
- §4. Приводимые и неприводимые многочлены в кольце р[х].
- §5. Методы нахождения корней многочлена n - ой степени.
- 6. Практикум по алгебре Практическое занятие №1. Алгебры, подалгебры, гомоморфизмы алгебр.
- Практическое занятие №2. Группа, аксиомы группы. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- Практическое занятие №3. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Практическое занятие №4. Операции над матрицами. Свойства операций. Группа, кольцо и линейное пространство матриц.
- Практическое занятие №5.
- Практическое занятие №6
- Практическое занятие №12
- Практическое занятие №14
- Практическое занятие №15
- 197, 443, 739, 447, 729, 809
- Практическое занятие №17 Отношение делимости в кольце p[X]. Деление с остатком в кольце p[X].
- Практическое занятие №18 Наибольший общий делитель многочленов. Способы нахождения наибольшего общего делителя. Линейное представление наибольшего общего делителя.
- Практическое занятие №19 Наименьшее общее кратное многочленов. Способы нахождения наименьшего общего кратного многочленов.
- Практическое занятие №20 Корни многочлена. Деление многочлена на двучлен. Схема Горнера. Применение схемы Горнера к решению практических задач.
- Практическое занятие №21 Приводимые и неприводимые над данным полем многочлены. Формулы Виета.
- Практическое занятие №22 Сопряженность комплексных корней многочлена с действительными коэффициентами. Неприводимые многочлены над полем действительных чисел.
- Практическое занятие №23
- 7 . Глоссарий
- 8. Основная и дополнительная литература
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- Учебно-методический комплекс