§4. Кольцо, поле, линейное пространство.
Определение 1. Алгебра <А, +, •> - называется кольцом, если бинарные операции +, • удовлетворяют условиям:
1 -4) <А, +> - коммутативная группа
5) " a, b, c Î A, a • (b + c) = ab + ас
(b + с) • а = bа + са
Из определения следует, что любое кольцо - это коммутативная группа, в которой операция сложения связана с операцией умножения левым и правым дистрибутивными законами. На операцию умножения в общем случае никаких ограничений не накладывается. Если операция умножения дополнительно обладает свойствами коммутативности, ассоциативности и нейтральным элементом, то кольцо называют ассоциативно - коммутативным кольцом с единицей.
Пример 1. <Z, +, •>, <Q, +, •>, <R, +, •>, <Zm, +, •> - коммутативные кольца.
Определение 2. Алгебра <А, +, • > называется полем, если бинарные операции сложения и умножения удовлетворяют условиям (аксиомам):
1 -4) < А, +> - коммутативная группа
5-8) <А\{0}, •> - коммутативная группа
9) " a, b, c Î A, a • (b + c) = ab + ас
(b +с) • а = bа + са
Из определения следует, что любое поле - это аддитивная и мультипликативная группа одновременно, а также коммутативно-ассоциативное кольцо с единицей, в котором каждый ненулевой элемент обратим.
Пример 2. <Q, +, •>, <R, +, • >, <Z°P, +, • > - поля.
Пусть дано не пустое множество V и поле F.
Элементы множества V будем обозначать малыми буквами латинского алфавита и называть векторами. Элементы поля F будем обозначать малыми буквами греческого алфавита и называть скалярами.
Определим на множестве V бинарную операцию сложения векторов : VVV, +<a, b> а + b
и внешнюю композицию w: F•VV
w: <, а> а (умножение вектора на скаляр),
которую при фиксированном значении скаляра можно считать унарной операцией на множестве V.
Определение 3. Алгебра <V, +{w | F}> называется линейным векторным пространством относительно операции сложения векторов и умножения вектора на скаляр, если 1-4) <V, +> - коммутативная группа.
5) a, b V F, (а+b) = а + b
6) , F a V, (+) • a = a + a
7) , F a V, ( • ) • a = a • (b • a)
8) " a Î V, la = a
Из определения следует, что любое линейное векторное пространство является аддитивной коммутативной группой.
Примеры 3. <Rn, + {wl | R}> - арифметическое линейное векторное пространство.
Роль векторов в этом пространстве играют арифметические векторы вида: a =(1 ,2, ...,n)
Операция - это операция сложения таких векторов, операция wl -это операция умножения арифметического вектора на действительное число. Легко проверить, что эти операции удовлетворяют условиям 1-8. Покажем, например, что <Rn, +> - коммутативная группа.
1. Так как операция + по определению является бинарной операцией на Rn, то < Rn , +> - алгебра.
2. a, b Rn, a + b = b + a
Действительно, пусть a =(1 ,2, ...,n), b = (1 2, ... ,n)
Тогда а+b=(a1+1,a2 +2, ...,an +n), b+a=(1+a1 ,2+a2, ...,n+an)
Так как операция сложения действительных чисел коммутативна, то a+b=b+a
3. " a, b, cÎ Rn, (a+b)+c=a+(b+c) проверяется аналогично.
4. Роль нуля будет играть вектор =(0,0 .. 0).
5. " a ÎV -а : а + (- а) = (-а) + а = действительно, если a =(a1 ,a2, ...,an), то -a =(-a1 ,-a2, ...,-an), которые в сумме дадут нулевой вектор.
Итак, <Rn, +> - коммутативная группа. Остальные условия в определении линейного пространства проверить самостоятельно.
Замечание. Линейные пространства <R1, + {w | R}>, <R2, +{w | R}>, <R3, +{w | R}> имеют наглядную геометрическую интерпретацию:
R1 - множество радиусов-векторов на прямой;
R2 - множество радиусов-векторов на плоскости;
R3 - множество радиусов-векторов в пространстве.
- Алгебра
- Оглавление
- 1. Квалификационная характеристика бакалавра
- 2. Набор компетенций бакалавра
- 3. Рабочая программа
- 3.1. Цели и задачи дисциплины
- 3.2. Обязательные требования к минимуму содержания дисциплины
- 3.3. Распределение часов
- 3.4. Технологическая карта учебного курса «Алгебра»
- 3.5.Содержание дисциплины
- 3.5.1. Лекционный курс — 54 часа
- Лекция №21 Взаимно простые многочлены и их свойства. Наименьшее общее кратное многочленов и его свойства. Способы нахождения наименьшего общего кратного.
- 3.5.2. Практические занятия — 54 часа
- Практическое занятие №6 Перестановки и подстановки. Четные и нечетные подстановки. Определители второго и третьего порядков.
- Практическое занятие №12 Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
- 3.5.3. Самостоятельная работа — 40 часов
- 3.5.4. Темы курсовых работ
- 4. Вопросы к зачету и экзамену
- 5. ЛекцИи по алгебре
- Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.
- §1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.
- §2. Группа. Аксиомы группы.
- §3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- §4. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Глава 2. Матрицы и определители.
- §1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
- §2. Определители, их свойства.
- Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.
- Глава 4. Комплексные числа.
- Глава 5. Теория делимости в кольце z.
- §1. Отношение делимости в z и его свойства.
- §2.Нод(а, b), hok(a, b). Алгоритм Евклида.
- §3. Взаимно простые числа и их свойства.
- §4. Нок целых чисел и его свойства.
- §5. Простые числа и их свойства.
- Глава 6. Теория делимости в кольце р[х].
- §1. Построение кольца р[х].
- §2. Отношение делимости в кольце р[х] и его свойства.
- Свойства отношения делимости в кольце р[X].
- §3. Деление с остатком в кольце p[X].
- §4. Приводимые и неприводимые многочлены в кольце р[х].
- §5. Методы нахождения корней многочлена n - ой степени.
- 6. Практикум по алгебре Практическое занятие №1. Алгебры, подалгебры, гомоморфизмы алгебр.
- Практическое занятие №2. Группа, аксиомы группы. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
- Практическое занятие №3. Кольцо, поле, линейное пространство.
- Практическое занятие №4. Операции над матрицами. Свойства операций. Группа, кольцо и линейное пространство матриц.
- Практическое занятие №5.
- Практическое занятие №6
- Практическое занятие №12
- Практическое занятие №14
- Практическое занятие №15
- 197, 443, 739, 447, 729, 809
- Практическое занятие №17 Отношение делимости в кольце p[X]. Деление с остатком в кольце p[X].
- Практическое занятие №18 Наибольший общий делитель многочленов. Способы нахождения наибольшего общего делителя. Линейное представление наибольшего общего делителя.
- Практическое занятие №19 Наименьшее общее кратное многочленов. Способы нахождения наименьшего общего кратного многочленов.
- Практическое занятие №20 Корни многочлена. Деление многочлена на двучлен. Схема Горнера. Применение схемы Горнера к решению практических задач.
- Практическое занятие №21 Приводимые и неприводимые над данным полем многочлены. Формулы Виета.
- Практическое занятие №22 Сопряженность комплексных корней многочлена с действительными коэффициентами. Неприводимые многочлены над полем действительных чисел.
- Практическое занятие №23
- 7 . Глоссарий
- 8. Основная и дополнительная литература
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- Учебно-методический комплекс