12. Теория вероятности и математическая статистика.
521. Студент знает 45 из 60 вопросов программы. Каждый экзаменационный билет содержит три вопроса. Найти вероятность того, что студент знает: a) все три вопроса; б) только два вопроса; в) только один вопрос экзаменационного билета.
522. В каждой из двух урн находится 5 белых и 10 черных шаров. Из первой урны переложили во вторую наудачу один шар, а затем из второй урны вынули наугад один шар. Найти вероятность того, что вынутый шар окажется чёрным.
523. Три стрелка в одинаковых и независимых условиях произвели по одному выстрелы по одной и той же цели. Вероятность поражения цели первым стрелком равна 0,9, вторым – 0,8, третьим – 0,7. Найти вероятность того, что а) только один из стрелков попал в цель; б) только два стрелка попали в цель; в) все три стрелка попали в цель.
524. Вероятность наступления события в каждом из одинаковых и независимых испытаний равна 0,8. Найти вероятность того, что в 1600 испытаниях событие наступит 1200 раз.
525. Для сигнализации об аварии установлены три независимо работающих устройства. Вероятность того, что при аварии сработает первое устройство, равна 0,9, второе – 0,95, третье – 0,85. Найти вероятность того, что при аварии сработает: а) только одно устройство; б) только два устройства; в) все три устройства.
526. Вероятность наступления события в каждом из одинаковых и независимых испытаний равна 0,02. Найти вероятность того, что в 150 испытаниях событие наступит 5 раз.
527. В партии из 1000 изделий имеются 10 дефектных. Найти вероятность того, что среди 50 изделий, взятых наудачу из этой партии, ровно три окажутся дефектными.
528. Вероятность наступления события в каждом из одинаковых и независимых испытаний равна 0,8. Найти вероятность того, что в 125 испытаниях событие наступит не менее 75 и не более 90 раз.
529. На трёх станках при одинаковых и независимых условиях изготавливаются детали одного наименования. На первом станке изготовляют 10%, на втором – 30%, на третьем – 60% всех детали. Вероятность каждой детали быть дефектной равна 0,7, если она изготовлена на первом станке, 0,8 – если на втором станке, и 0,9 – если на третьем станке. Найти вероятность того, что наугад взятая деталь окажется бездефектной.
530. Два брата входят в состав двух спортивных команд, состоящих из 12 человек каждая. В двух урнах имеются по 12 билетов с номерами от 1 до 12. Члены каждой команды вынимают наудачу по одному билеты из определённой урны (без возвращения). Найти вероятность того, что оба брата вытащат билет номер 6.
531-540. Дискретная случайная величина X может принимать только два значения: x1 и x2 причём x1<x2. Известны вероятность p1 возможного значения x1, математическое ожидание M(X) и дисперсия D(X). Найти закон распределения этой специальной величины.
531.
532.
533.
534.
535.
536.
537.
538.
539.
540.
541-550. Случайная величина X задана функцией распределения F(x). Найти плотность распределения вероятностей, математическое ожидание и дисперсию случайной величины.
541. 542.
543. 544.
545. 546.
547. 548.
549. 550.
551-560. Известны математическое ожидание a и среднее квадратическое отклонение σ нормально распределённой случайной величины X. Найти вероятность попадания этой величины в заданный интервал (α; β).
551. 552.
553. 554.
555. 556.
557. 558.
559. 560.
561-570. Задана матрица P1 вероятностей перехода цепи Маркова из состояния i(i=1, 2) в состояние j(j=1, 2) за один шаг. Найти матрицу P2 перехода из состояния i в состояние j за два шага.
561. 562.
563. 564.
565. 566.
567. 568.
569. 570.
571-580. Найти доверительный интервал для оценки математического ожидания a нормального распределения с надёжностью 0,95, зная выборочную среднюю , объём выборкиn и среднее квадратическое отклонение σ.
571. 572.
573. 574.
575. 576.
577. 578.
579. 580.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Ниже приведена таблица номеров задач, входящих в задания на контрольные работы, при двенадцати контрольных работах по учебному плану. Студент должен выполнять контрольные задания по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой его учебного номера (шифра).
Если по учебному плану предусмотрено другое число контроль» ных работ или кафедрой математики данного вуза установлено другое распределение материала, то кафедра сообщает студентам об этих изменениях и дает соответствующие указания о порядке выполнения работ.
Вариант | Номера задач контрольных заданий | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 | 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 | 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 | 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 | 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 | 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 | 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 | 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 | 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 | 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 |
Вариант | Номера задач контрольных заданий | ||||||||
4 | 5 | ||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 | 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 | 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 | 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 | 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 | 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 | 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 | 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 | 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 |
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
При выполнении контрольных работ необходимо строго придерживаться указанных ниже правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не зачитываются и возвращаются студенту для переработки.
1. Каждая контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради в клетку чернилами любого цвета, кроме красного. Необходимо оставлять поля шириной 4—5 см для замечаний рецензента.
2. В заголовке работы на обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр), название дисциплины, номер контрольной работы; здесь же следует указать название учебного заведения, дату отсылки работы в институт и адрес студента. В конце работы следует поставить дату ее выполнения и подпись студента.
3. В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании, строго по положенному варианту Контрольные работы, содержащие не все задачи задания, а также задачи не своего варианта, не зачитываются.
4. Решения задач надо располагать в порядке возрастания их номеров, указанных в заданиях, сохраняя номера задач.
5. Перед решением каждой задачи надо полностью выписать ее условие. В том случае, если несколько задач, из которых студент выбирает задачи своего варианта, имеют общую формулировку, следует, переписывая условие задачи, заменить общие данные конкретными, взятыми из соответствующего номера. Например, условие задачи 1 должно быть переписано так:
1. Даны векторы а(1; 2; 3), b(—1; 3; 2), с(7; —3; 5), d(6; 10, 17) в некотором базисе. Показать... и т. д.
6. Решения задач следует излагать подробно и аккуратно, объясняя и мотивируя все действия по ходу решения и делая необходимые чертежи.
7. После получения прорецензированной работы, как не зачтенной, так и зачтенной, студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.
Если рецензент предлагает внести в решения задач те или иные исправления или дополнения и прислать их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок.
В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента о том, что студент может ограничиться представлением исправленных решений отдельных задач, вся работа должна быть выполнена заново.
При высылаемых исправлениях должна обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на нее. Поэтому рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для всех дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.
Вариант | Номера задач контрольных заданий | ||||||||
6 | 7 | ||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 | 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 | 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 | 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 | 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 | 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 | 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 | 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 | 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 |
Вариант | Номера задач контрольных заданий | |||||||||
8 | 9 | |||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 | 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 | 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 | 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 | 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 | 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 | 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 | 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 | 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 | 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 |
Вариант | Номера задач контрольных заданий | |||||||||
10 | 11 | |||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 | 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 | 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 | 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 | 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 | 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 | 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 | 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 | 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 | 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 |
Вариант | Номера задач контрольных заданий | |||||
12 | ||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 | 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 | 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 | 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 | 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 | 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Общие рекомендации студенту-заочнику по работе над курсом высшей математики
Программа курса «Высшая математика» для инженерно-технических специальностей высших учебных заведений . . ,
Первый вариант (510 учебных часов)
Второй вариант (450 учебных часов)
Литература
Методические указания по изучению курса «Высшая математика»
Задачи для контрольных заданий
Контрольные задания
Правила выполнения и оформления контрольных работ
ЮРИИ СТЕПАНОВИЧ АРУТЮНОВ,
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ПОЛОЗКОВ,
ДМИТРИИ ПЕТРОВИЧ ПОЛОЗКОВ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Методические указания
и контрольные задания
(с программой)
Зав. редакцией Е. С. Гридасова
Редактор А. М. Суходский
Мл. редактор С. А. Доровских
Художественный редактор В.И. Пономаренко
Технический редактор Е. В, Красницкая
Корректор Г. А. Чечеткина
н/к
Изд. № ФМ—844. Сдано в набор 22.01.85. Подп. в печать 26.08.85. Форма 84Х108'/з2. Бум. тип. № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Объем 7,56 усл. печ. л 7,67 усл. кр.-отт. 8,42 уч.-изд. л. Тираж 253 000 экз: Зак. № 105. Цена 25 коп.
Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/Н Владимирская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7
1 Действительные числа называют также вещественными.
- II. Введение в математический анализ
- III. Дифференциальное исчисление функций одной переменной
- IV. Исследование функций с помощью производных
- V. Векторные и комплексные функции действительного переменного
- VI. Неопределенный интеграл
- VII. Определенный интеграл
- VIII. Функции нескольких переменных
- IX. Обыкновенные дифференциальные уравнения
- X. Системы обыкновенных дифференциальных уравнений
- XVIII. Кратные интегралы
- XIX. Криволинейные и поверхностные интегралы
- XX. Векторный анализ
- XXI. Элементы теории уравнений математической физики
- XXII. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление
- XXIII. Основные численные методы
- XXIV. Теория вероятностей и элементы математической статистики
- II. Введение в математический анализ.
- III. Дифференциальное исчисление функций одной переменной
- IV. Исследование функций с помощью производных
- V. Векторные и комплексные функции действительного переменного
- VI. Неопределенный интеграл
- VII. Определенный интеграл
- VIII. Функции нескольких переменных
- IX. Обыкновенные дифференциальные уравнения
- X*. Системы обыкновенных дифференциальных уравнений
- XI. Числовые ряды
- XVII. Основные уравнения математической физики
- XVIII*. Операционное исчисление
- XIX. Теория вероятностей и математическая статистика
- XX. Основные численные методы
- Тема I. Векторная алгебра
- Тема II. Поверхности и линии
- Тема III. Элементы линейной алгебры
- 1. Матрицы и линейные операции над ними
- 2. Определители
- 3. Системы линейных уравнений. Правило Крамера
- 4. Ранг матрицы. Теорема Кронекера—Капелли. Метод Гаусса
- 5. Произведение матриц
- 6. Арифметическое пространство
- 7. Линейные пространства
- 8. Евклидовы пространства
- 9. Линейные преобразования (операторы)
- 10. Квадратичные формы
- 11. Комплексные числа
- Тема IV. Введение в математический анализ
- 1. Число. Переменная. Функция
- 2. Предел и непрерывность функций
- Тема V. Производная и дифференциал
- 1. Производная
- 2. Дифференциал
- 3. Производные и дифференциалы высших порядков
- 4. Свойства дифференцируемых функций
- 5. Формула Тейлора
- Тема VI. Возрастание и убывание функции. Экстремумы
- 1. Возрастание и убывание функций
- 2. Экстремумы
- Тема VII. Построение графиков функции
- 1. Выпуклость и вогнутость графика функции Точки перегиба
- 2. Асимптоты
- 3. Общая схема построения графиков функций
- Тема VIII. Векторные и комплексные функции
- 1. Векторная функция скалярного аргумента
- 2. Кривизна кривой. Формулы Френе
- 3. Комплексные функции. Многочлен в комплексной области
- Тема IX. Приближенное решение уравнении. Интерполяция
- 1. Приближенное решение уравнений
- 2. Интерполяция
- Тема X. Функции нескольких переменных
- 7. Метод наименьших квадратов. Понятие об итерационных методах решения систем уравнений
- Тема XI. Неопределенный интеграл
- Тема XII. Определенный интеграл
- 1. Определение, свойства и вычисление определенного интеграла
- 2. Приближенное вычисление определенного интеграла
- 3. Несобственные интегралы
- 4. Интегралы, зависящие от параметра.
- 5. Геометрические приложения определенного интеграла
- Тема XIII. Обыкновенные дифференциальные уравнения
- 1. Дифференциальные уравнения первого порядка
- 2. Дифференциальные уравнения высших порядков
- 3. Линейные дифференциальные уравнения
- Тема XIV. Системы обыкновенных дифференциальных уравнении. Элементы теории устойчивости
- 1. Системы обыкновенных дифференциальных уравнений
- 2. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
- 3. Элементы теории устойчивости
- Тема XV. Кратные интегралы
- 1. Двойной интеграл
- 2. Тройной интеграл
- Тема XVI. Криволинейные и поверхностные интегралы
- 1. Криволинейные интегралы; их определение, свойства и приложения
- 2. Формула Грина.
- 3. Поверхностные интегралы
- Тема XVII. Векторный анализ
- 1. Скалярное и векторное поле. Градиент скалярного поля. Циркуляция, поток, дивергенция и ротор векторного поля
- 2. Формула Стокса
- 3. Формула Остроградского
- 4. Потенциальные и соленоидальные векторные поля
- 5. Операторы Гамильтона и Лапласа
- Тема XVIII. Ряды
- 1. Числовые ряды
- 2. Функциональные ряды
- 3. Степенные ряды
- 4. Приложения степенных рядов к приближенным вычислениям
- Тема XIX. Ряды фурье. Интеграл фурье
- Тема XX. Элементы теории уравнений математической физики
- Тема XXI. Элементы теории функции комплексного переменного
- Тема XXII. Операционное исчисление
- Тема XXIII. Теория вероятностей
- 1. Случайные события
- 2. Случайные величины
- 3. Цепи Маркова
- Тема XXIV. Элементы математической статистики
- 1. Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии
- 2. Элементы линейной алгебры
- 3. Введение в математический анализ
- 4. Производная и её приложения
- 5. Приложения дифференциального исчисления
- 6. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
- 7. Неопределенный и определенный интегралы
- 8. Дифференциальные уравнения
- 9. Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы.
- 10. Ряды
- 11. Уравнения математической физики.
- 12. Теория вероятности и математическая статистика.