III. Выполнение упражнений. Решение задач.
1. Решить устно задачу № 1201, используя модель тетраэдра.
Ответ: нет.
2. Решить задачу № 1202 (а) на доске и в тетрадях.
Решение
| Прямая MN принадлежит плоскости ВСD, которая пересекается с плоскостью АВС по ВС. Продолжим ВС до пересечения с прямой MN в точке х. Точка х принадлежит и прямой MN, и плоскости АВС, так как точка х лежит на прямой ВС, принадлежащей плоскости АВС. |
3. Решить задачу № 1203 самостоятельно.
Затем по готовому чертежу на доске проверяется построение сечения.
Решение
По условию МА = NА. Проводим отрезок AL, так как точки L и A принадлежат одной плоскости MNL. Проводим отрезок АK, так как точки K и А принадлежат одной плоскости MKN. Искомое сечение – треугольник AKL.
4. Решить задачу № 1204.
Решение объясняет учитель, привлекая к обсуждению построения сечения учащихся.
Решение
1) Проводим прямую MN, продолжаем АВ до пересечения с прямой MN в точке х.
2) Точка х принадлежит плоскости АВС, и точка K принадлежит плоскости АВС, тогда проводим прямую хK, пересекающую прямые ВС и АС в точке Р и Н соответственно.
3) Проводим отрезки МР, NН и РН.
Четырехугольник РМNН – искомое сечение.
5. Решить задачу № 1206.
Решение
Докажем, что
,
где Р – периметр основания; l – апофема правильной пирамиды.
Найдем сумму площадей боковых граней правильной пирамиды. Так как боковыми гранями правильной пирамиды являются равные равнобедренные треугольники и площадь треугольника равна a ∙ l, то сумма площадей всех треугольников равна
,
где а – сторона основания правильной пирамиды, n – количество сторон основания, l – апофема.
Значит, площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна
S = Pl.
6. Решить задачу № 1241.
| Дано: АВСDK – пирамида; АВСD– параллелограмм; АD = 5 м; DС = 4 м; ВD = 3 м; KО = h = 2 м. Найти:. |
Решение
1) Δ АВD = Δ СDВ (III признак, по трем сторонам). По формуле Герона найдем площадь треугольника:
,
где p =– полупериметр.
p== 6 (м);
S = = 6 (м2).
SАВD = SСDВ = 6 м2, тогда площадь основания равна
Sосн = 2 ∙ 6 = 12 (м2).
Другой способ: треугольник со сторонами 3 м, 4 м и 5 м будет прямоугольным, тогда
SАВD = ∙ 3 ∙ 4 = 6(м2),
то Sосн = 2 ∙ 6 = 12 (м2).
2) KО ОD; ВО = ОD = 3 : 2 = 1,5 (м).
По теореме Пифагора из Δ KОD найдем KD : KD2 = KО2 + ОD2
KD== 2,5 (м).
Значит, KD = KВ = 2,5 м.
3) Воспользуемся выводом задачи 953 (с. 240 учебника): «Сумма квадратов всех сторон параллелограмма равна сумме квадратов его диагоналей» – и найдем диагональ АС параллелограмма АВСD:
АС2 + ВD2 = 2АD2 + 2DС2;
АС2 + 32 = 2 ∙ 52+ 2 ∙ 42;
АС2 + 9 = 50 + 32;
АС2 = 73;
АС=(м).
4) AO = OC =(м), по теореме Пифагора изΔ АОK найдем АK:
AK2 = AO2 + KO2;
AK=(м);
AK = KC =м.
5) По условию KО ОD и ОD DС, значит, KD DС (если прямая перпендикулярна проекции наклонной, то прямая перпендикулярна и наклонной). Значит, Δ KDС – прямоугольный.
SKDС = KD ∙CD=∙ 2,5 ∙ 4 = 5 (м2).
Δ KDС = Δ KВА (по двум катетам), тогда SКDС = SКВА = 5 м2.
6) По теореме Пифагора можно было бы из Δ KDС найти KС (другой способ):
KC == =(м).
7) По формуле Герона найдем площадь Δ АKD:
p =.
S==
==
==
==
=(см2).
8) SАKD = SВKС = см2, так как Δ АKD = Δ ВKС (по трем сторонам).
9) =SАBCD + 2SKDC + 2SАKD = 12 + 10 + 2= 22 + 2(см2).
Ответ: 22 + 2(см2).
7. Решить задачу № 1242.
Решение
V = Sосн ∙ h;
площадь правильного (равностороннего) треугольника находится по формуле
,
где а – сторона треугольника (задача 489 на с. 132 учебника).
а= 13 см, тогда
(см2).
h= 12 см. Найдем объем правильной треугольной пирамиды:
V = ∙ 12 = 169(см3).
Ответ: 169см3.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература