IV. Итоги урока.
Домашнее задание:повторить материал пунктов 76–83; ответить на вопросы 1–17, с. 213–214 учебника; решить задачи №№ 783 и 804.
Урок 7 Применение векторов к решению задач
Цели:на конкретных примерах показать применение векторов при решении геометрических задач; развивать логическое мышление учащихся, учить решать задачи.
Ход урока
I. Анализ результатов самостоятельной работы.
1. Указать ошибки учащихся при выполнении работ.
2. Решить задачи, вызвавшие затруднения у учащихся.
II. Повторение изученного материала.
1. Ответить на вопросы на с. 213–214.
2. Вспомнить основные правила действий с векторами.
3. Решить задачи на доске и в тетрадях:
1) Упростите выражение
2) Найдите вектор из условия
4. Записать в тетрадях таблицу перевода с «геометрического» языка на «векторный»:
C– точка на прямойAB | |
MN || PQ | |
M – точка на отрезкеAB, такая, чтоAM :MB =л | |
ABCD – параллелограмм | |
ABCD– трапеция (AB || CD) |
III. Работа по учебнику.
1. Векторы могут использоваться для решения геометрических задач. Рассмотрим вспомогательную задачу.
2. Разобрать решение задачи 1 на с. 208 учебника по рис. 264.
IV. Решение задач.
1. Решить задачу 2. ТочкиM иN– середины сторонAB иCD четырехугольникаABCD. Докажите, что
Решение
Пусть О– произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84 имеемпоэтому.
Примечание. Результат задачи 2 можно использовать при доказательстве теоремы о средней линии трапеции на следующем уроке.
2. Решить задачу 3. ТочкаС лежит на отрезкеAB, причемАС :СВ = = 2 : 3. Докажите, что для любой точкиО справедливо равенство
Решение
По условию AC :CB = 2 : 3, поэтому
Но
Следовательно, откуда получается
Примечание. Задача 3 является частным случаем более общей задачи 806.
3. Решить задачу № 784 на доске и в тетрадях.
4. Решить задачу № 786 на доске и в тетрадях.
Решение
Так как точка А1– середина стороныВС, то.
Далее
5. При наличии времени решить задачу 4.
Точки K,L,M,N– середины сторонAB,BC,CD,DE пятиугольникаABCDE, а точкиP иQ – середины отрезковKM иLN. Докажите, чтоPQ ||AE иPQ = 1/4 AE. |
Решение
Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84
.
Аналогично, .
Из этих равенств следует, что
Отсюда следует, что PQ || AEиPQ = AE.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература