III. Выполнение упражнений и решение задач.
1. Решить задачу № 1193 (б; в).
Задачу № 1193 (в) решить на доске и в тетрадях.
Решение
a = ;b = 7; с = 9. Найти диагональ d.
d2 = a2 + b2 + c2
(свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда).
d2 = ()2 + 72 + 92 = 39 + 49 + 81 = 169;
d == 13.
Ответ: 13.
Задачу № 1193 (б) учащиеся решают самостоятельно.
Решение
а = 8; b = 9; с = 12. Найти d.
d2 = a2 + b2 + c2 = 82 + 92 + 122 = 64 + 81 + 144 = 289;
d1 == 17;
d2 = –= –17 не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 17.
2. Решить задачу № 1194 на доске и в тетрадях.
Решение
Ребро куба равно а. Найти диагональ этого куба.
d2 = a2 + a2 + a2 = 3a2;
d = = a.
Ответ: a.
3. Решить задачу № 1195.
Решение
1) V = V1 + V2.
2) V1 – V1 = V1; тогда V = V1 + V2.
4. Объем куба равен кубу его стороны, то есть
.
Найдите объем куба со стороной, равной 3 см; 2дм.
5. Разобрать по учебнику решение задачи № 1198 (с. 323, используя рис. 357).
Записать в тетрадях: «Объем призмы равен произведению площади основания на высоту».
.
6. Решить задачу № 1197.
Учитель объясняет решение задачи.
Решение
АС1 = 13 см; ВD = 12 см; ВС1 = 11 см.
Обозначим измерения прямоугольного параллелепипеда x, y, z.
Применим теорему Пифагора:
1) Для Δ АВD имеем
х2 + y2 = 122. (1)
2) Для Δ ВСС1 имеем
y2 + z2 = 112. (2)
3) По свойству диагонали прямоугольного параллелепипеда имеем
х2 + у2 + z2 = 132. (3)
4) Подставим в равенство (3) равенство (1), получим 122 + z2 = 132,
отсюда z2 = 132 – 122,
тогда z == 5;
z= 5.
5) Подставим в равенство (2) значение z = 5, найдем
y2 + 52 = 112;
у2 = 121 – 25 = 96;
у =;
у =.
6) Подставим значение y2 = 96 в равенство (1), получим
х2 + 96 = 144;
х2 = 144 – 96 = 48;
;
.
7) Найдем объем
V = x ∙y∙z= 4∙ 4∙ 5 = 80= = 80= 80= 240(см3).
Ответ: 240см3.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература