logo
конспекты уроков по геометрии

Ход урока

I. Изучение нового материала (лекция).

Провести в форме лекции доказательство площади круга.

1. Дать определение понятия «круг».

2. Вывести формулу площади круга (рис. 314).

3. Записать в тетрадях:для вычисления площади S круга радиуса R применяется формула .

4. В течение веков усилия многих математиков были направлены на решение задачи, получившей название задача о квадратурекруга: построить при помощи циркуля и линейки квадрат, площадь которого равна площади данного круга. Только в конце XIX века было доказано, что такое построение невозможно.

II. Закрепление изученного материала (решение задач).

1. Решить задачу. На здании МГУ установлены часы с круговым циферблатом, имеющим диаметр примерно 8,8 м. Найдите площадь циферблата этих часов и сравните с площадью вашей классной комнаты.

Ответ: 60,8 м2.

2. Решить задачу № 1118 (самостоятельно).

3. Решить задачу № 1119 на доске и в тетрадях.

Решение

С= 41 м;C= 2πR;D= 2R(диаметрD);

2R=D=;D=≈ 13,06 (м) ≈ 13,1 м.

SкругаR2; так какR=, тоSкруга=π ∙=π ∙;

S=≈ 133,84 (м2).

Ответ: ≈ 13,06 м; 133,84 м2.

4. Решить задачу № 1125 на доске и в тетрадях.

На сторонах произвольного прямоугольного треугольника АВС,как на диаметрах, построены полукруги. Докажите, что сумма площадей полукругов, построенных на катетах, равна площади полукруга, построенного на гипотенузе.

Решение

Пусть АС= 2а,АВ= 2b,ВС= 2с, тогда радиусы соответствующих кругов равныа,b,с.

По теореме Пифагора а2+b2=с2, поэтому.

5. Решить задачу № 1116 (а) на доске и в тетрадях.

Решение

Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, лежит на середине гипотенузы, а радиус описанной окружности равен половине гипотенузы.

По теореме Пифагора находим: с2 =а2+b2; тогда

R=.

Значит, Sкруга R2 =.

Ответ:.