V. Итоги уроков.
Домашнее задание:изучить материал пунктов 116–117; ответить на вопросы 14–17, с. 304 учебника; решить задачи № 1168, 1170 (а), 1171 (б), 1183; подготовиться к устному опросу по карточкам, повторив материал пунктов 113–114.
Урок 7 Решение задач
Цели:закрепить знания учащихся по теме «Движения», развивать умение решать задачи с применением движений.
Ход урокa
I. Устный опрос учащихся по карточкам.
Карточка 1
1. Объясните, что такое отображение плоскости на себя.
2. Докажите, что параллельный перенос является движением.
3. Точка М– середина стороныВСправильного треугольникаАВС, точкиNиKсимметричны точкеМотносительно прямыхАВиАС. Докажите, чтоNK АМ.
Карточка 2
1. Что такое движение плоскости?
2. Докажите, что осевая симметрия является отображением плоскости на себя.
3. На окружности с центром Ои радиусомrотмечена точкаА. Постройте окружность, на которую отображается данная окружность при повороте вокруг точкиАна 60° по часовой стрелке.найдите длину отрезка, соединяющего точки пересечения данной и построенной окружностей.
Карточка 3
1. На какую фигуру отображается при движении отрезок?
2. Докажите, что центральная симметрия является движением.
3. Дан равнобедренный треугольник АВСс основаниемВС. Постройте точкиDиЕ, на которые отображаются точкиАиСпри параллельном переносе на вектор, и докажите, чтоАЕ=DВ.
Карточка 4
1. На какую фигуру отображается при движении треугольник?
2. Докажите, что поворот плоскости вокруг точки является движением.
3. Точка пересечения диагоналей четырехугольника АВСDявляется его центром симметрии. Докажите, чтоАВСD– параллелограмм.
II. Решение задач.
1. На этих уроках рекомендуется рассмотреть простые задачи, причем большинство из них целесообразно решать в ходе обсуждения с учащимися. Это относится к задачам №№ 1172, 1173, 1177, 1180.
2. Полезно обсудить и решения задач № 1176, №1178.
3. Задачи №№ 1174, 1175, 1181 и 1182 можно предложить учащимся решить самостоятельно, а затем обсудить полученные решения.
Решения
1) задача № 1172.
Поскольку точки АиВотображаются на себя, то и прямаяАВотображается на себя. ПустьМ– произвольная точка прямойАВ. Она отображается в некоторую точкуМ1, также лежащую на прямойАВ. По определению движенияАМ=АМ1,ВМ=ВМ1. Допустим, что точкаМ1не совпадает с точкойМ. Тогда из первого равенства следует, что точкаА– середина отрезкаММ1, а из второго равенства, что точкаВтакже середина отрезкаММ1. Значит, точкиАиВсовпадают, что противоречит условию задачи. Следовательно, наше предположение неверно, то есть точкиМиМ1совпадают. Итак, любая точка прямойАВотображается на себя.
2) Задача № 1173.
Пусть g– данное движение, ае– тождественное отображение плоскости на себя, то есть отображение, при котором каждая точка плоскости и, в частности, каждая вершина треугольникаАВСотображается на себя. Ясно, чтое– движение, поэтому согласно задаче № 1155 движенияgиесовпадают, и, значит, движениеgявляется тождественным отображением плоскости на себя.
3) Задача № 1180.
Рассмотрим поворот вокруг точки Она 120° в направлении обхода по дугеАВСот точкиАк точкеС. Так какАОВ=ВОС=СОА= 120° иОА=ОВ=ОС, то при этом повороте точкаАотображается в точкуВ, точкаВ– в точкуС, точкаС– в точкуА. Аналогично при этом же повороте точкиА1,В1,С1отображаются соответственно в точкиВ1,С1иА1.
Следовательно, прямая АА1отображается на прямуюВВ1, прямаяВВ1– на прямуюСС1, прямаяСС1– на прямуюАА1.
Отсюда следует, что если прямая АА1проходит через точкуО, то прямыеВВ1иСС1также проходят через эту точку.
Если же прямая АА1не проходит через точкуО, то и прямыеВВ1иСС1не проходят через эту точку и, попарно пересекаясь, образуют некоторый треугольникМNР. Ясно, что при рассматриваемом повороте точкаМпересечения отрезковАА1иВВ1отображается в точку пересечения отрезковВВ1иСС1. Аналогично точкаNотображается в точкуРпересечения отрезковСС1иАА1, а точкаР– в точкуМ. Следовательно,МN=NP=PМ, то есть треугольникМNР– равносторонний.
Домашнее задание:подготовиться к контрольной работе: повторить материал пунктов 113–117 и ответить на вопросы 1–17, с. 303–304 учебника; решить задачи №№ 1219, 1220, 1221, 1222.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература