III. Закрепление изученного материала.
Решить задачи на доске и в тетрадях:
1. Докажите, что все диагонали правильного многоугольника равны.
2. На каждой из сторон квадрата отмечены две точки, делящие каждую сторону в отношении 1 : : 1. Докажите, что эти точки служат вершинами правильного восьмиугольника.
3. Постройте с помощью транспортира и циркуля правильный пятиугольник.
IV. Самостоятельная работа.
Вариант I
1. Задачи №№ 1081 (б), 1083 (б), 1084 (г).
2. Докажите, что три вершины правильного шестиугольника, взятые через одну, служат вершинами правильного треугольника.
Вариант II
1. Задачи №№ 1081 (г), 1083 (а), 1084 (е).
2. Докажите, что четыре вершины правильного восьмиугольника, взятые через одну, служат вершинами квадрата.
V. Итоги урока.
Домашнее задание:повторить материал пунктов 105–107; ответить на вопросы 1–4, с. 290; решить задачи №№ 1085, 1131, 1130.
Урок 3 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
Цели:выработать у учащихся умение выводить формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со сторонойаправильногоп-угольника, на их основе научить учащихся получать формулы для вычисленияап через Rиrи конкретизировать их для случаяп= 3,п= 4,п= 6, выработать навыки применения полученных знаний при решении задач.
Ход урока
I. Анализ самостоятельной работы.
II. Изучение нового материала.
1. Вывод формул (1–6) из пункта 108 учебника учащиеся проводят самостоятельно под руководством учителя по заранее заготовленному на доске рисунку 308.
2. После вывода формул для правильного п-угольника рассмотреть их частные случаи дляп= 3,п= 4,п= 6.
3. Выведенные формулы оформить в виде таблицы, которую учащиеся записывают в тетради:
п | а | R | r | S | S | |
3 | 2r | |||||
4 | 2r | 2R2 | 4r2 | |||
6 | R | |||||
n |
|
Эту таблицу учитель оформляет как настенную на картоне.
III. Закрепление изученного материала (решение задач).
1. Решение учащимися задач на непосредственное применение выведенных формул:
1) В окружность радиуса R= 12 вписан правильныйп-угольник. Определите его сторону и периметр, если: а)п= 3; б)п= 4; в)п= 6.
2) Около окружности радиуса r= 6 описан правильныйп-угольник. Определите его сторону и периметр, если: а)п= 3; б)п= 4; в)п= 6.
3) Для правильного п-угольника со сторонойа= 6 см найдите радиус описанной около него окружности, если: а)п= 3; б)п= 4; в)п= 6.
2. Решить задачу № 1089.
Решение
Р= 18 см;а= 18 : 3 = 6 (см);
а3=R;R== 2(см);
а4=R= 2∙= 2(см).
Ответ: 2см.
3. Решить задачу № 1090.
Решение
а3= 3 см;R=(см);d= 2R= 2(см).
ответ: 2см.
4. Решить задачу № 1092.
Решение
Р= 48 см;а6= 48 : 6 = 8 (см);а6== 8 (см);
r== 4(см);а4= 2r= 8(см) ;р= 4 ∙а4= 8∙ 4 = 32(см).
Ответ: 32см.
5. Решить задачу:
Правильный треугольник АВСвписан в окружность с центромОи радиусом 8 см. На стороне этого треугольника построен квадрат. Определите радиус окружности, описанной около квадрата.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература