III. Итоги урока.
Ответить на вопросы:
1. Какое тело называется цилиндром? Что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра?
2. Какой формулой выражается объем цилиндра?
3. Какой формулой выражается площадь боковой поверхности цилиндра?
Домашнее задание:изучить материал пункта 125, решить задачи № 1214 (а) и № 1244.
Урок 6 Конус
Цели:познакомить учащихся с понятием конуса, его элементами; вывести формулу, выражающую объем конуса и формулу площади боковой поверхности конуса; учить решать задачи; способствовать развитию логического мышления учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Двое учащихся решают на доске задачи № 1214 (а) и № 1244, заданные на дом.
2. С остальными учащимися проводится работа по ответам на вопросы 15–18 (с. 336 учебника).
Решение задачи № 1214 (а).
Дано:r= 2см;h= 3 см.Найти:V.
V=Sh=πr2h = π ∙ (2)2∙ 3 = 24π (см3).
Ответ:см3.
Решение задачи № 1244.
Дано:d= 4 мм = 0,4 см;m= 6,8 кг;с = 2,6 г/см3.
Найти:h(длину провода).
с =;V=;V=≈ 2615 (см3);r= 0,2 см.
Vцил=Sосн∙h=πr2h,
отсюда
h=≈ 20820 (см) ≈ 208 м.
Ответ: ≈ 208 м.
II. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует модели конуса, лейку в виде конуса; можно свернуть из бумаги кулек в виде конуса.
1. Возьмем прямоугольный треугольник АВСи будем вращать его вокруг катетаАВ(рис. 362, с. 328 учебника). В результате получится тело, которое называется конусом
Учитель показывает на доске изображение конуса, учащиеся рисуют конус в тетради.
2. Прямая АВназываетсяосьюконуса, а отрезокАВ– еговысотой.
При вращении катета ВСобразуется круг, он называетсяоснованиемконуса. При вращении гипотенузыАСобразуется поверхность, состоящая из отрезков с общим концомА(рис. 362). Ее называютконической поверхностьюилибоковойповерхностью конуса, а отрезки, из которых она составлена, –образующимиконуса. Таким образом,конус– это тело, ограниченное кругом и конической поверхностью.
3. Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать (см. задачу № 1219), чтообъем конуса равен одной трети произведения площади основания на высоту.
,
где r– радиус основания,h– его высота.
4. Ввести понятие развертки боковой поверхности конуса (рис. 363а,б).Разверткабоковой поверхности конуса представляет собой круговой сектор.Радиусэтого сектора равен образующей конуса, то есть равенl, адлина дуги сектораравна длине окружности основания конуса, то есть равна 2πr.
5. Площадь Sбокбоковой поверхности конуса равна площади ее развертки, то есть
,
где α – градусная мера дуги сектора (рис. 363, б).
Длина дуги окружности с градусной мерой и радиусомlравна.
С другой стороны, длина дуги равна 2πr, то есть= 2πr, поэтому
Sбок== 2πr ∙=πrl.
Итак, площадь боковой поверхности конуса с образующей lи радиусом основанияrвыражается формулой
.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература