logo search
конспекты уроков по геометрии

III. Закрепление изученного материала.

Решить задачи на доске и в тетрадях:

1. Докажите, что все диагонали правильного многоугольника равны.

2. На каждой из сторон квадрата отмечены две точки, делящие каждую сторону в отношении 1 : : 1. Докажите, что эти точки служат вершинами правильного восьмиугольника.

3. Постройте с помощью транспортира и циркуля правильный пятиугольник.

IV. Самостоятельная работа.

Вариант I

1. Задачи №№ 1081 (б), 1083 (б), 1084 (г).

2. Докажите, что три вершины правильного шестиугольника, взятые через одну, служат вершинами правильного треугольника.

Вариант II

1. Задачи №№ 1081 (г), 1083 (а), 1084 (е).

2. Докажите, что четыре вершины правильного восьмиугольника, взятые через одну, служат вершинами квадрата.

V. Итоги урока.

Домашнее задание:повторить материал пунктов 105–107; ответить на вопросы 1–4, с. 290; решить задачи №№ 1085, 1131, 1130.

Урок 3 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Цели:выработать у учащихся умение выводить формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со сторонойаправильногоп-угольника, на их основе научить учащихся получать формулы для вычисленияап через Rиrи конкретизировать их для случаяп= 3,п= 4,п= 6, выработать навыки применения полученных знаний при решении задач.

Ход урока

I. Анализ самостоятельной работы.

II. Изучение нового материала.

1. Вывод формул (1–6) из пункта 108 учебника учащиеся проводят самостоятельно под руководством учителя по заранее заготовленному на доске рисунку 308.

2. После вывода формул для правильного п-угольника рассмотреть их частные случаи дляп= 3,п= 4,п= 6.

3. Выведенные формулы оформить в виде таблицы, которую учащиеся записывают в тетради:

п

а

R

r

S

S

3

2r

4

2r

2R2

4r2

6

R

n

Эту таблицу учитель оформляет как настенную на картоне.

III. Закрепление изученного материала (решение задач).

1. Решение учащимися задач на непосредственное применение выведенных формул:

1) В окружность радиуса R= 12 вписан правильныйп-угольник. Определите его сторону и периметр, если: а)п= 3; б)п= 4; в)п= 6.

2) Около окружности радиуса r= 6 описан правильныйп-угольник. Определите его сторону и периметр, если: а)п= 3; б)п= 4; в)п= 6.

3) Для правильного п-угольника со сторонойа= 6 см найдите радиус описанной около него окружности, если: а)п= 3; б)п= 4; в)п= 6.

2. Решить задачу № 1089.

Решение

Р= 18 см;а= 18 : 3 = 6 (см);

а3=R;R== 2(см);

а4=R= 2∙= 2(см).

Ответ: 2см.

3. Решить задачу № 1090.

Решение

а3= 3 см;R=(см);d= 2R= 2(см).

ответ: 2см.

4. Решить задачу № 1092.

Решение

Р= 48 см;а6= 48 : 6 = 8 (см);а6== 8 (см);

r== 4(см);а4= 2r= 8(см) ;р= 4 ∙а4= 8∙ 4 = 32(см).

Ответ: 32см.

5. Решить задачу:

Правильный треугольник АВСвписан в окружность с центромОи радиусом 8 см. На стороне этого треугольника построен квадрат. Определите радиус окружности, описанной около квадрата.