II. Решение задач.
1. Решить задачу 1. Докажите, что площадьSтреугольникаАВСвычисляется по формуле:
,
где Р– периметр треугольника,r– радиус вписанной окружности.
Доказательство
Пусть О– центр окружности, которая вписана в треугольникАВСи, следовательно, касается сторон треугольника в точкахМ,NиK.
| Очевидно, что S=SАОС+SВОС+SАОВ. * Так как ОМ,ОNиОK– высоты треугольниковАОС,ВОСиАОВ, то SАОС=АС ·ОK, SВОС=ВС ·ОМиSАОВ=АВ ·ОN. Подставив эти значения в формулу *, получим: S=(AB+BC+CA) ·r=P·r. |
2. Решить задачу 2.даны стороны треугольникаАВС – а,b,си площадьS. Выразить радиусы окружностей, описанной около треугольника и вписанной в него, череза,b,сиS.
Решение
1) Используем результат задачи 1:
S=Pr, гдеР– периметр треугольника,r– радиус вписанной окружности.Р=а+b+с; 2S=r (а+b +c), отсюда:
2) Радиус Rописанной окружности вычисляется по формуле:
R=, где– угол, противолежащий сторонеа.
Из формулы: S=bc· sinполучим sin=, тогда 2sin =. Следовательно,R=.
3. Решить задачу № 1099 на доске и в тетрадях.
Решение
Диагонали А3А7иА4А8четырехугольникаА3А4А7А8являются диаметрами окружности, в которую вписан данный восьмиугольник, поэтому они равны и точкой пересеченияОделятся пополам. Следовательно, четырехугольникА3А4А7А8– прямоугольник. Так как уголА3ОА4= 45°, то согласно задаче 1059 площадь прямоугольника равнаR2.
4. Решить задачу № 1105 (в)(объясняет учитель).
Решение
Пусть АВС– данный треугольник, уголС= 90°, уголВ=,АВ=с,ВС=а,СА=b;Р=а+b+с,r– радиус вписанной окружности. Тогдаа=с· cos,b=c · sin.
Воспользуемся двумя формулами для вычисления площади SтреугольникаАВС(метод площадей):
. Отсюда, получаем,
r=, поэтомуC= 2πr=.
Умножив числитель и знаменатель дроби на cos + sin – 1, после несложных преобразований получаем:c=πc (sin + cos – 1).
5. Решить задачу № 1117 (в).
решение
Применим метод площадей, то есть воспользуемся двумя формулами для вычисления площади треугольника:
S=absinиS=Pr, гдеаиb– длины сторон треугольника,– угол между ними,Р– периметр,r– радиус вписанной окружности. Получим:
S=a2 sin иS=r ·а.
Отсюда находим r, а затем площадь круга:
Sкруга=.
6. Решить задачи № 1110, 1138, 1116 (в).
Примечание. решения некоторых из них полезно предварительно обсудить, а затем записать в тетрадях, остальные задачи учащиеся могут решить самостоятельно с последующей проверкой ответов или решений.
- Уроки 1–2 Повторение. Решение задач
- Ход уроков
- III. Итоги уроков.
- Понятие вектора. Равенство векторов. (8 часов) Урок 1 Понятие вектора. Равенство векторов
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
- Ход урока
- I. Анализ результатов самостоятельной работы.
- III. Выполнение практических заданий и упражнений.
- IV. Итоги урока.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Самостоятельная работа (обучающего характера).
- III. Решение задач и упражнений.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- V. Итоги урока.
- Урок 5 Произведение вектора на число
- Ход урока
- II. Закрепление изученного материала.
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- IV. Итоги урока.
- V. Итоги урока.
- Урок 8 Средняя линия трапеции
- Ход урока
- I. Проверка усвоения учащимися материала.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Проверочная самостоятельная работа.
- III. Изучение нового материала.
- V. Итоги урока.
- IV. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- 1)Координаты середины отрезка.
- 2)Вычисление длины вектора по его координатам.
- 3) Расстояние между двумя точками.
- IV. Итоги урока.
- II. Решение задач.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 7 Уравнение прямой
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 8–9 решение задач
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Опрос учащихся по теоретическому материалу.
- IV. Решение задач.
- V. Итоги уроков.
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Урок 2 формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки
- Ход урока
- II. Изучение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- II. Объяснение нового материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- IV. Итоги урока.
- III. Решение задач.
- III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
- IV. Итоги урока.
- Урок 9 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
- Ход урока
- II. Объяснение нового материала.
- Скалярное произведение векторов
- II. Изучение нового материала.
- Скалярное произведение в координатах
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 11 Решение задач
- Ход урока
- II. Решение задач.
- III. Устный опрос учащихся по карточкам.
- IV. Итоги уроков.
- Длина окружности. Площадь круга. (11 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- III. Итоги урока.
- Урок 5 Длина окружности
- Ход урока
- IV. Итоги урока.
- Урок 6 Площадь круга
- Ход урока
- III. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 9–10 Решение задач по материалу главы XII
- Ход уроков
- II. Решение задач.
- III. Проверочная самостоятельная работа.
- Движения. (8 часов)
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 4 Параллельный перенос
- Ход урока
- I. Проверка изученного материала.
- II. Изучение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Уроки 5–6 Поворот
- Ход уроков
- III. Закрепление изученного материала.
- V. Итоги уроков.
- Урок 8 Контрольная работа № 4
- Ход урока
- I. Организация учащихся на выполнение работы.
- II. Выполнение работы по вариантам.
- Начальные сведения из стереометрии (7 часов) Урок 1 Предмет стереометрии. Многогранник
- Ход урока
- I. Изучение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- Урок 2 Призма. Параллелепипед
- Ход урока
- I. Устная работа.
- II. Объяснение нового материала.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Урок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Изучение нового материала.
- III. Выполнение упражнений и решение задач.
- IV. Итоги урока.
- Урок 4 Пирамида
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- II. Работа учащихся по учебнику.
- III. Выполнение упражнений. Решение задач.
- IV. Итоги урока. Выставление оценок.
- Урок 5 Цилиндр
- Ход урока
- I. Объяснение нового материала.
- II. Закрепление изученного материала.
- III. Итоги урока.
- III. Выполнение упражнений.
- IV. Итоги урока.
- Урок 7 Сфера и шар
- Ход урока
- II. Работа с учебником.
- III. Закрепление изученного материала.
- IV. Итоги урока.
- Об аксиомах и планиметрии (2 часа)
- Решение задач
- Треугольник
- Окружность
- Четырехугольники. Многоугольники
- Векторы. Метод координат. Движения
- Литература