3.1 Целевые задачи:
знать: понятия случайного события, классификацию случайных событий, определение полной группы событий; классическое и статистическое определения вероятности, свойства вероятности;
уметь: решать задачи на вычисление вероятностей событий.
4. Краткие сведения из теоретического курса
Понятие испытания, события, виды событий
Под испытанием принято понимать набор некоторых условий, который можно повторить многократно. Каждое испытание может привести или не привести к некоторому результату, исходу. Результат, исход испытания называют событием. События обозначают первыми заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д. Наблюдаемые события можно подразделить на три вида: случайные, достоверные и невозможные.
Достоверным называется событие, которое обязательно произойдет в результате испытания. Невозможным называется событие, которое заведомо не произойдет в результате испытания. Случайным называется событие, появления которое невозможно прогнозировать. Случайные события подразделяют на совместные, несовместные и равновозможные.
Два события называются несовместными, если появление одного из них исключает появление другого события в одном и том же испытании. Два события называются совместными, если появление одного из них не исключает появление другого событий в одном и том же испытании. События называются равновозможными, если есть основания считать, что ни одно из них не является более возможным, чем другое.
Несколько событий образуют полную группу, если в результате испытания появится хотя бы одно из них. В частности, если события А1, А2, … Ак, образующие полную группу, попарно несовместны, то в результате испытания появится одно и только одно из этих событий. Этот частный случай полной группы будет использоваться в дальнейшем.
События А1, А2, … Ак, образующие полную группу попарно несовместных равновозможных событий называется элементарными событиями или элементарными исходами.
Элементарные события такой группы А1, А2, … Ак называются благоприятствующими осуществлению события А, если осуществление любого из элементарных событий влечет за собой осуществление события А.
Вероятностью события А называют отношение числа благоприятствующих этому событию исходов к общему всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу.
Вероятность события А определяется формулой Р(А)=.
Свойства вероятности:
Вероятность достоверного события равна единице.
Вероятность невозможного события равна нулю.
Вероятность случайного события – положительное число, заключенное между нулем и единицей: .
Относительная частота события
Пусть проведено n испытаний в одних и тех же условиях. частотой события называется количество появлений события А в n испытаниях. Обозначают частоту события буквой m. Отношение частоты события к общему количеству всех проведенных испытаний называется относительной частотой события.
Относительная частота события А определяется формулой .
В классическом определении вероятностей не требуется, чтобы испытания проводились в действительности; в определении относительной частоты предполагается, что испытания были проведены.
Если испытания проводились в одинаковых условиях, и число испытаний было достаточно велико, то относительная частота обнаруживает свойство устойчивости: В различных опытах относительная частота изменяется мало, колеблясь около некоторого постоянного числа. Это постоянное число есть вероятность появления события.
Статистической вероятностью события А в испытании называется число Р(А), около которого группируются значения относительной частоты при большом количестве испытаний n.
Решение задач
1. В ящике 10 перенумерованных шаров с номерами № 1, № 2, ..., № 10. Вынули один шар. Какова вероятность того, что номер вынутого шара не превышает 10?
2. В урне 15 шаров: 5 белых и 10 черных. Какова вероятность вынуть из урны синий шар?
3. В урне 12 шаров: 3 белых, 4 черных и 5 красных. Какова вероятность вынуть из урны черный шар?
4. В лотерее 2000 билетов. На один билет падает выигрыш 100 руб., на четыре билета – выигрыш по 60 руб., на десять билетов – выигрыш по 20 руб., на двадцать билетов – выигрыш по 10 руб., на 165 билетов – выигрыш по 5 руб., на 400 билетов – выигрыш по 1 руб. Остальные билеты невыигрышные. Какова вероятность выиграть по билету не меньше 10 руб.?
5. Брошены две игральные кости. Найти вероятность того, что сумма очков на выпавших гранях – четная, причем на грани хотя бы одной из костей появится шестерка.
6.Монета брошена пять раз. Орел выпал два раза. Каковы вероятность и относительная частота выпадения орла?
- Содержание
- 1. Тема: Проверка статистических гипотез 49
- 1. Тема: Основные понятия теории вероятностей. Классическое и статистическое определение вероятности
- 3.1 Целевые задачи:
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом.
- 1. Тема: Теоремы теории вероятностей. Повторные испытания
- Теорема умножения для независимых событий
- Вероятность появления хотя бы одного события
- Формула полной вероятности
- Повторные независимые испытания. Формула Бернулли
- Закон Пуассона
- 5. Самостоятельная работа студентов
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Дискретная случайная величина и ее числовые характеристики
- 3.1 Целевые задачи:
- Случайныевеличины
- Закон распределения дискретной случайной величины
- Числовые характеристики случайной величины
- Дисперсия дискретной случайной величины
- Среднее квадратическое отклонение
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Точечные оценки числовых характеристик генеральной совокупности по опытным данным
- 3.1 Целевые задачи:
- Оценка математического ожидания
- Оценка дисперсии
- Оценка среднего квадратического отклонения
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Интегральная и дифференциальная функции распределения вероятностей непрерывной случайной величины
- 3.1. Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса
- Свойства функции распределения:
- График функции распределения
- Плотность распределения вероятностей. Дифференциальная функция распределения
- Свойства плотности распределения
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом.
- 1. Тема: Числовые характеристики непрерывных случайных величин. Нормальный закон распределения
- 3.1. Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса Характеристики непрерывных случайных величин
- Нормальное распределение
- Влияние параметров нормального распределения на форму нормальной кривой
- Вероятность попадания в заданный интервал нормальной случайной величины
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Статистический ряд распределения. Полигон и гистограмма. Вычисление оценок характеристик распределения
- 3.1 Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса Генеральная и выборочная совокупности
- Статистический дискретный ряд распределения
- Статистический интервальный ряд распределения
- Полигон и гистограмма
- Эмпирическая функция распределения
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Погрешности измерений
- 3.1 Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса Интервальные оценки
- Нахождение доверительного интервала для оценки нормального распределения при неизвестном . Распределение Стьюдента
- Погрешности измерений. Истинная, абсолютная и относительные погрешности
- Типы погрешностей
- Вычисление абсолютной погрешности косвенных измерений
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом.
- 1. Тема: Проверка статистических гипотез
- 3.1 Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса
- Ошибки первого и второго рода
- Статистический критерий проверки нулевой гипотезы. Наблюдаемое значение критерия
- Критическая область. Область принятия гипотезы
- Проверка статистической гипотезы о незначимости различий оценок дисперсии
- Проверка статистической гипотезы о незначимости различий средних арифметических
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Элементы корреляционного анализа
- 3.1. Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса Понятие корреляционной зависимости
- Коэффициент линейной корреляции. Понятие тесноты связи
- Свойства коэффициента линейной корреляции
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 1. Тема: Основы дисперсионного анализа
- 3.1. Целевые задачи:
- Факторная и остаточная дисперсии
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Построение математических моделей по опытным данным
- 3.1 Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса. Основные этапы построения математических моделей
- Метод выбранных точек (Графический метод)
- Метод наименьших квадратов
- Проверка полученной модели на адекватность результатам эксперимента
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом.
- 1. Тема: Временные ряды. Методы сглаживания временного ряда
- 3.1. Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса Понятие временного ряда
- Анализ временного ряда
- Определение тренда временного ряда и прогноз
- Метод скользящей средней
- Метод наименьших квадратов
- Интервальные оценки прогноза
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Контрольная работа
- 3.1. Целевые задачи:
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Задачи линейного программирования
- 3.1. Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса
- Графический метод решения задачи линейного программирования
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом.
- 1. Тема: Транспортная задача
- 3.1 Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса.
- Математическая модель
- Построение опорного плана
- Правило северо-западного угла
- Правило минимального элемента
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом
- 1. Тема: Элементы теории массового обслуживания
- 3.1 Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса Основные понятия теории массового обслуживания
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- 6. Задание на дом.
- 1. Тема: Решение задач статистики с применением персонального компьютера
- 3.1. Целевые задачи:
- 4. Краткие сведения из теоретического курса
- 5. Самостоятельная работа студентов на занятии
- Приложения
- Критические значения распределения Стьюдента
- Приложение 4 Значения функции и
- Библиографический список
- Учебное издание