logo search
Лекции по теории организации

1.4.4. Модель влияния внешних факторов на организацию

В управленческой мысли представления о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов XX века. Это стало одним из важных вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь, опутанных связями с внешним миром.

Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влияние на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации» [14].

На рис. 1.6 изображена модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.

Внешняя среда

Внешняя среда

Изменения

Воздействия поставщиков

и технологий

Социокультурные

воздействия

Технология

Цель

организации

Структура

Кадры

Вход

Выход

Законодательные и политические воздействия

Задачи

Воздействия экономики

и конкуренции

Изменения

Рис. 1.6

Современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя.

Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, исходящий из принципа открытых систем, – определение внешней среды. Например, по словам Дж. Белла: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации» [13].

1.5. Классификация организаций

Классификация организаций осуществляется по виду хозяйственной деятельности, по правовому положению, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю и т.п. [5].